войти
опубликовать

Св. Ирина врачует св. Себастьяна (Удаление стрелы)

Жорж де Латур • Живопись, 1630-е , 104.8×139.4 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1630-е
Размер: 104.8×139.4 см
Работа в подборках: 11 подборок

Описание картины «Св. Ирина врачует св. Себастьяна (Удаление стрелы)»

Оригинал картины Жоржа де Латура «Святая Ирина врачует святого Себастьяна» не сохранился, однако до нас дошло целых восемь старинных копий с этой работы. Лучшая из них находится в музее Кимбелла, в городе Форт Уорт (США). На сайте музея формулировка чуть более смелая: "приписывается де Латуру". 

История полотна Латура нетривиальна. «Святая Ирина врачует святого Себастьяна» стала любимой картиной французского короля Людовика ХIII. Известно, что Жорж де Латур был уроженцем Лотарингии, которая в XVII века была весьма экономически и культурно развитым регионом и обладала суверенитетом, драматически утраченным еще при жизни Латура. Лотарингия была завоевана французскими правительственными войсками; при их отступлении город Люневиль, где жил и работал художник, почти полностью выгорел от пожара. После этого Латур со своей многочисленной семьёй был вынужден искать и пристанища, и нового работодателя. Он бежал из Люневиля сначала в Нанси, древнюю столицу Лотарингии, а затем в Париж – пытать счастья при дворе. Вероятно, ему повезло. Королевская бухгалтерская книга, содержащая сведения о денежных выплатах художнику, именует Латура «ординарным живописцем короля». Известно, что «Святая Ирина, врачующая святого Себастьяна» была преподнесена автором в дар Людовику XIII. Её загадочное мягкое освещение и легко читаемый романтический подтекст произвели неизгладимое впечатление на монарха. Король велел удалить все другие полотна со стен своей спальни, а взамен повесить картину Латура.

Набеги и пожары были не единственной бедой современной Латуру Лотарингии (впрочем, как и всей Европы). Еще более сокрушительным бедствием для европейских городов была чума. Эпидемии накатывали волнами, собирая жатву в виде тысяч и тысяч жизней. Ища иррациональных сил, способных защитить от чумы, люди обращались к Богу и святым. Католический мученик Себастьян считался покровителем зачумлённых и заступником от эпидемии чумы. Перед французской оккупацией Люневиль как раз пережил страшную эпидемию. Вероятно, именно этим и объясняется обращение Жоржа де Латура к сюжету о святом Себастьяне.

Святой Себастьян был римским легионером в III веке н.э., в эпоху правления гонителя христиан императора Диоклетиана. Себастьян тайно принял христианство, но был разоблачен, арестован и приговорён императором к смерти. Римские воины выпустили в Себастьяна не менее пяти стрел, и, пребывая в уверенности, что он уже мёртв, бросили его тело на растерзание птицам. Согласно преданию, благочестивая вдова по имени Ирина ночью обнаружила Себастьяна, извлекла из тела стрелы и выходила его. Правда, потом Себастян, не отрёкшись от Христа и во второй раз, всё равно будет казнен через побитие камнями. Ирина же будет признана католической церковью святой и станет покровительницей сестёр милосердия.

Известна луврская картина Латура с тем же названием. Она более изысканна по композиции и значительно более монументальна, чем та, о которой идёт речь. «Святая Ирина, врачующая святого Себастьяна» из музея Кимбелла – это более камерная и интимная трактовка сюжета, она еще известна под названием «Извлечение стрелы». Но здесь у Латура слишком много чувственной подоплёки, чтобы отнести картину к чисто религиозной живописи.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии