Регистрация

Невидимый объект. Руки, удерживающие пустоту

Предложить название
1934, 152.1×32.6×25.3 см • Бронза

Описание работы «Невидимый объект. Руки, удерживающие пустоту»

5 лет Альберто Джакометти учился в Париже в частной Академии де ла Гранд Шомьер - и все это время общался только с иностранцами. Это была своеобразная разношерстная художественная колония: итальянцы, швейцарцы, испанцы - кто угодно, только не французы. В 1928 году для Джакометти все изменится: он арендует мастерскую на Монпарнасе, знакомится с группой художников и поэтов, которые называют себя сюрреалистами, участвует в выставках, заключает первый контракт с арт-дилером, по условиям которого должен получать ежемесячную оплату в обмен на все работы, созданные в ближайший год. Джакометти лепит и отливает в бронзе видимое и невидимое, сны и фантазии, парадоксальные, вызывающие скульптуры вроде женщины-ложки, неприятной вещи или женщины в разрезе, - это время сюрреализма.

Он играет в эстетские игры и определяется с политическими убеждениями, становится коммунистом и вместе с друзьями ищет вещи-откровения, вещи-символы на барахолках. Идеолог сюрреализма поэт Андре Бретон называл такие вещи «найденными объектами». В случайных строчках газетной статьи, в ржавой пепельнице или старом черпаке он призывал искать личные, субъективные смыслы и ответы на запросы подсознания.

В создании скульптуры Альберто Джакометти «Невидимый объект» была задействована одна из таких сюрреалистических находок - защитная металлическая маска, которую использовали солдаты во время Первой мировой войны. Лицо девушки повторяет форму этой монстроватой экипировки, но не только ее. Дикую, первозданную, примитивную энергию эта работа получила от культовых предметов, масок и ритуальных скульптур Африки и тихоокеанских островов. Это противоречие - в духе сюрреализма: мрачный продукт цивилизации, погрязшей в войне, и сакральный предмет народов, не утративших связь с духами и богами. И в одном, и в другом случае - все равно беззащитный человек, ищущий защиты от уничтожения и забвения.

Здесь же странное приспособление, напоминающее одновременно молитвенный стул и жесткую металлическую клетку. Он поддерживает и дает опору, но он же останавливает и делает невозможным движение. Наконец, руки, бережно, заботливо и даже восторженно удерживающие что-то невидимое. Возможно, это просто ничто (руки, удерживающие пустоту). Возможно, это нечто, что мы не в силах заметить (невидимый объект). Сюрреалистическая работа и не должна давать прямых ответов, только вопросы и доводящая до исступления необходимость, а потом и потребность, понимать все самому. Смысл каждой скульптуры - спровоцировать в зрителе судорожный поиск ответов, процесс самопознания и познания мира. И никто не обещает, что верные ответы существуют. «Сюрреалисты, - говорил Андре Бретон, - хотели бы привести разум в замешательство, почему и объявили войну логике и материализму. Сюрреалистическое искусство нужно для того, чтобы человек мог полнее овладеть своими внутренними возможностями, которые безграничны и о которых он плохо осведомлен, а также узнать условия своего существования».

Сюрреалист-Джакометти просыпался по утрам и рисовал увиденные во сне постройки, лепил эротические фантазии и лил из бронзы фаллосы с шипами, придумывал подвижные скульптуры, похожие на древние детские игрушки. «Невидимый объект» - это его последняя сюрреалистическая работа. И фигура, в которой отчетливо наблюдаются черты не просто человека, но и вполне анатомически состоявшейся женщины - это начало нового периода. Скоро в мастерской Джакометти появятся натурщики и начнутся сложные поиски собственного стиля.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет, Жанровая сцена
Стиль и техника: Сюрреализм
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP