войти
опубликовать

Портрет Ф.Я. Дубянского (Портрет священника с тростью и книгой)

Алексей Петрович Антропов • Живопись, 1761, 99.5×76.5 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1761
Размер: 99.5×76.5 см
Работа в подборках: 5 подборок

Описание картины «Портрет Ф.Я. Дубянского (Портрет священника с тростью и книгой)»

«Портрет Ф.Я. Дубянского» был выполнен Алексеем Антроповым, по меньшей мере, в двух экземплярах. Один из них поступил в Эрмитаж в 1932 году из рук реставратора П.А.Сидорова. Другой, имеющий небольшие отличия (например, в первом случае панагия крестообразная, а во втором – овальная), был вывезен в Рим итальянским посланником Борисом Хвощинским. Какое-то время считалось, что местонахождение второго портрета неизвестно: после выставки 1921 года он пропал из поля зрения, пока не обнаружился в частном собрании Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. В 2007-м году на аукционе Sotheby`s их коллекция целиком была выкуплена Алишером Усмановым и подарена государству. «Второй Дубянский» занял место в Константиновском дворце.

Отец Федор Дубянский (1691-1772) – заметная личность в русской истории. Почти двадцать лет он был духовным отцом императрицы Елизаветы Петровны и, как свидетельствует историк Василий Ключевский, дочь Петра I, несмотря на легкомысленный нрав и тягу к увеселениям и танцам, была послушным чадом своего духовника. Предполагают, что именно Дубянский осуществил тайное венчание Елизаветы с Алексеем Разумовским.

Отец Федор отличался внушительным внешним благообразием (которое портрет Антропова передаёт вполне), был чрезвычайно образован, красноречив и, что важно, хладнокровен. Его степенность умиротворяюще действовала на несколько истеричную императрицу, а государыня щедро одаривала его землёй и крепостными. В начале 1760-х годов Дубянский даже получил наследственное дворянство, которое смог передать своим сыновьям – конногвардейцу и деятельному участнику екатерининского переворота Михаилу и влиятельному масону Якову.

Костюм Дубянского в исполнении Антропова (пастырский посох с эмалевым набалдашником, крест/панагия, бархатное облачение зеленого цвета с растительным орнаментом, расшитый оранжевый кушак) представляет собой эклектичное смешение элементов традиционного одеяния священнослужителей со старинным боярским платьем. Предполагается, что написание антроповского портрета связано как раз с жалованием отцу Федору дворянства.

Смена власти в России и воцарение Екатерины не ослабили позиций Федора Дубянского при дворе. Екатерина умела быть благодарной: она ценила то, что протоиерей не раз вступался за неё перед третировавшей «бедную родственницу» императрицей Елизаветой. Какое-то время он также был духовником Екатерины II. В правой руке священник держит свиток, на котором можно разобрать слова «Хвали, душе моя, Господа…» Здесь есть интересный и даже двусмысленный, учитывая биографию Дубянского, подтекст. Это слова из 145 псалма, который продолжается так: «Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения…»

Антропов не вполне точен в рисунке. Например, кисти рук изображены анатомически неправильно. Лицо Дубянского, напротив, художнику удалось вполне: он выглядит мужественным, серьёзным и твёрдым в своих религиозных убеждениях. Обращает на себя внимание необычный, тёмный с отчётливой прозеленью, колорит портрета Федора Дубянского. Александр Бенуа считал, что пристрастие Антропова «к черноте, к желтому, оливковому тону» объясняется тем, что Антропов, официальный художник Синода, наследует старую иконописную школу, и этот псевдо-иконный колорит неблагоприятным образом отразился на всей последующей истории русской живописи.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии