войти
опубликовать

Уильям Джеймс
Глакенс

США • 1870−1938
Уильям Джеймс Глакенс: (William James Glackens 13 марта 1870, Филадельфия, Пенсильвания – 22 мая 1938, Вестпорт, Коннектикут) — американский художник и иллюстратор, реалист, один из основателей Школы мусорных ведер.

Особенности творчества художника Уильяма Джеймса Глакенса: Ранние его работы отличаются ярко-выраженным реализмом, приглушенными темными тонами и экспрессией. На протяжении всей жизни он отдавал предпочтение изображению простой жизни горожан, их отдыха и будней. Много лет он посвятил иллюстрации, работал в газетах и журналах Филадельфии и Нью-Йорка. В последние годы испытал влияние Ренуара, что отражается в особом колорите его работ и выборе тем: портреты, а чуть позже и натюрморты.

Известные картины Уильяма Джеймса Глакенса: «Обнаженная с яблоком», «Итало-американский праздник на Вашингтон-сквер», «Сатуратор», «У Мукена».


Уильям Глакенс родился в Филадельфии, где на протяжении нескольких поколений жила его семья. У него была старшая сестра Ида и брат Луи, который был известен как карикатурист и иллюстратор. Уильяму посчастливилось закончить одну из лучших школ города, во время обучения в которой он постоянно проявлял интерес и способности к графике и черчению.

Уильям Глакенс: из газеты в картину


По окончанию учебы Глакенс начал работать в качестве художника-репортера в ежедневной филадельфийской газете «The Philadelphia Record». Вскоре он нашел другое место работы в «Philadelphia Press». В это же время иллюстратор поступает на вечернее отделение в Пенсильванскую академию изящных искусств, где его обучает Томас Поллок Аншуц — представитель американского реализма. На самом деле будущий художник обучался у очень многих мэтров. Знатоки его биографии отмечали, что вряд ли он был бы в состоянии вспомнить всех своих учителей.

Будущий американский импрессионист Джон Слоун учился вместе с Глакенсом, и это оказалось большим везением. Молодой иллюстратор был представлен Роберту Генри — реалисту и значимой персоне в художественных кругах Филадельфии. Генри устраивал регулярные встречи художников у себя в студии: это были разговоры об искусстве, алкоголь и, конечно же, взаимная художественная критика. Он призывал молодых авторов собираться вместе для прочтения поэтических произведений Уолта Уитмена, Эмерсона, и рассуждений об искусстве Уильяма Ханта, и всего того, что он считал необходимым для создания нового направления в американском искусстве. Эти встречи и стали основой того, что позже будет называться Школой мусорных ведер — свежего течения, отвергавшего салонный академизм, и призывавшего изображать жизнь такой, какая она есть.

В 1895 году Глакенс отправляется путешествовать по Европе, изучая искусство старых мастеров, особо уделяя время голландской живописи. Живописные новшества не обходят стороной американца, и арендовав мастерскую в Париже, он с удовольствием знакомится с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Здесь он не берет никаких уроков, но занимается самостоятельно, делая зарисовки кафе, магазинов, набережных и улиц Парижа. Такие поездки в Европу были нормой для американских художников, которых заокеанские мастера считали более примитивными и провинциальными. Они чувствовали необходимость самоутвердиться, осознать опыт прошлого и выйти на встречу будущим трансформациям искусства. Жизнь в Париже сделала Глакенса настоящим поклонником родины импрессионистов, на протяжении всей жизни он периодически возвращался сюда и писал как в столице, так и на юге Франции.

После возвращения в Америку, Глакенс получает должность художника в «New York World» благодаря своему другу, коллеге и участнику художественных встреч в Филадельфии Джорджу Лаксу.

Следующее место — крупнотиражная газета «New York Herald», которое он совмещал с работой в нескольких журналах. Так, например, «McClure's Magazine», начавший развивать сыскное дело в журналистике, отправил его в командировку на Кубу для освещения хода испано-американской войны. Глакенс не просто делал зарисовки в тылу, но выезжал на передовую и даже переболел малярией.

Основной заработок Глакенса этих лет — это иллюстрация в журналах и газетах, кроме того, он создавал серии рисунков для рассказов и романа Авраама Кагана о жизни евреев, рассказов о Диком Западе и исторических романов. Но настоящую тягу он испытывал к только живописи. И вот в Allen Gallery в Нью-Йорке выставляются его картины наряду с работами Генри и Слоуном. Коллеги и пресса встретили его положительно, увидев в нем многообещающего автора. Полотна с шумными улицами, людьми, отдыхающими в парках и на пляжах становились популярными и узнаваемыми.
В 1906 году Глакенса выбирают членом Национальной академии дизайна.

Джеймс Глакенс и его семейная жизнь


В 1904 году Глакен женится на американской художнице Эдит Димок (Edith Dimock, 1876-1955). Эдит получила художественное образование в Нью-Йорке вопреки желанию своих родителей, здесь же выставлялись ее работы.

У Глакена и Димок родилось двое детей — мальчик и девочка. Жена и дочь часто выступали моделями в его картинах, а сын в последствии напишет биографию своего отца-художника. Несмотря на семейную жизнь, супруга продолжает заниматься живописью, выставляет свои работы и рисунки акварелью, за что получает ряд положительных отзывов. Свои картины после свадьбы она подписывает девичьей фамилией.

Писатель и художник Джером Майерс, вспоминая свои визиты к Глакенсам, писал, что для него это было истинным удовольствием находиться в кругу дружной семьи, в окружении произведений искусства, с милой хозяйкой Эдит и веселящимися детьми. Он отмечал, что вся атмосфера была пропитана особым духом Нью-Йорка, который сейчас можно найти все реже и реже.

Современники отзывались о Глакенсе, как о хорошем супруге, который ценил и любил свою семью, чем особо выделялся на фоне своих единомышленников, позволявших себе не обременять себя узами постоянных отношений.

Уильям Джеймс Глакенс и «Восемь»


«Восемь» (The Eight) — это группа из восьми художников, многие из которых, также, как и Глакенс имели непосредственное отношение к Школе мусорных ведер. В компанию входили: Роберт Генри, Артур Дэвис, Морис Прендергаст, Эрнест Лоусон, Эверетт Шинн, Джон Слоун и Джордж Лакс. Все эти художники так или иначе имели отношение к печатному слову: они были писателями, журналистами, иллюстраторами.

Все их попытки устроить выставку в Национальной академии дизайна заканчивались провалом, поэтому в 1908 году они открывают обществу свои работы в галерее Макбет. Название «Восемь» было не собственным выбором представителей группы, оно «прицепилось» к ним благодаря прессе. Как ни странно, мероприятие имело успех, и экспозиция путешествовала по многим штатам. Вскоре художники могли участвовать в официальных выставках. Следующая масштабная выставка произошла в 1910 г.

«Восемь», среди которых Глакенс был ключевой фигурой, предпочитали изображать городскую среду, не отличающуюся ни куртуазностью ни высоким стилем: парки, улицы, магазины, городские песчаные пляжи. Всячески приветствовалась творческая свобода. Их не привлекали модернистские течения, но волновали реальные вещи: то, что было здесь и сейчас.

От «Мусорных ведер» к Ренуару


Глакенс продолжал иллюстрировать газеты и журналы, но сам признавался, что делал это без желания, стараясь выкроить время для того, что его действительно интересовало — живописи. Только в 1920-х гг. он сможет содержать свою семью любимым делом. Отпечаток журналистики сослужит добрую службу его живописному гению: он запечатлевал малейшие детали, жесты и происшествия, что делало его полотна непосредственными и полными жизни.

В 1912 году художник снова оказывается в Париже по поручению своего друга-коллекционера Альберта Барнса, где приобретает ему 20 полотен импрессионистов, среди которых Ренуар, Мане, Матисс, Сезанн и другие. Картины послужили основой выставки, которая встревожила представителей «Восемь», считавших ее разрушительной для американского реализма.

«Индивидуальный колористический стиль» - это была новая идея и цель Глакенса. Его резкая смена «ориентира» и обращение к творчеству Ренуара вызвало шквал критики. На одно из замечаний Глакенс резонно заметил: «Можете ли вы назвать человека лучшего, чем Ренуар?». В период между 1925 и 1936 годами он много бывал во Франции, где изучал искусство импрессионистов и постимпрессионистов. Его сын пишет: «Париж был всегда любимым городом моего отца, а Франция — духовным домом». Он все больше и больше дистанцировался от своих товарищей.

Работы его потеряли былую приглушенность и экспрессивность мазков. Теперь можно было наслаждаться яркими тонами, которые он повсеместно использовал, как отметил историк искусства Уотсон, «выражая восторг от чистого цвета». За такой непривычный для заокеанского зрителя колорит Глакенса называли «американским Ренуаром», при том, что критики находили не существенную, но заметную разницу в более мягком цвете и менее чувственных образах. Его искусство отныне перестало быть социальным, оно не отражало таких важных вех для Америки, как Великая депрессия, а скорее стало убежищем от окружающих бед.

В последние годы художник становится лауреатом многих премий, получает золотые медали за свои работы, а за пять лет до кончины Глакенса провозглашают академиком.

Автор: Людмила Лебедева





Перейти к биографии