войти
опубликовать

Алонсо
Кано

Испания • 1601−1667

Сын скульптора и архитектора Мигеля Кано Пачеко, его мать Мария Альманса Пачеко преподавала рисунок. В 1614 году переехал в Севилью, где учился живописи у Франсиско Пачеко. Первое известное полотно — портрет Сан-Франсиско де Борха — относится к 1624 году. В 1629 году создал свою самую большую работу — алтарный образ церкви Санта Мария де Лебриха в Севилье. В 1638 году перебрался в Мадрид, был близок к графу-герцогу де Оливаресу.

В 1644 году был обвинён в убийстве жены, заключён в тюрьму, подвергался пыткам, но сумел доказать свою невиновность. Переехал в Валенсию с намерением уйти в монастырь. В 1652 году вернулся в родной город, где, при содействии короля Филиппа IV, стал экономом кафедрального собора. Украсил его главную часовню и был назначен главным живописцем собора, но вскоре умер.

Испанский живописец, скульптор и архитектор, представитель барокко.

Он был художником редкой многосторонности в 17-ом столетии в Испании, хотя его архитектурная работа не была обширна. Кано работал в Севилье, Мадриде и Гранаде

Учился в Севилье у Хуана Мартинеса Монтаньеса и Франсиско Пачеко по скульптуре и Хуана дель Кастильо по живописи (с 1616). Работал в Севилье (до 1637).

Вынужденный оставить Севилью в 1637 из-за поединка с живописцем Себастьяном де Льяно y Вальдесом он сбежал в Мадрид.

В 1637 переехал в Мадрид, где подружился с Веласкесом и по его рекомендации в 1639 был назначен придворным художником.

В 1644 из-за подозрения в убийстве жены бежал из Мадрида в Валенсию, но в 1649 решил вернуться в столицу.

По подозрению в убийстве жены Кано был судим и подвергнут пытке, но оправдан.

В 1652 Кано покинул Мадрид и поселился в Гранаде, но был выслан за недостойное поведение в 1656.

Обратившись к королю Филиппу IV, он в 1658 г. сделался каноником собора в Гранаде, что позволило ему безбедно доживать свои последние годы, занимаясь искусством. В 1667 был назначен главным архитектором строящегося собора в Гранаде.

При жизни Кано называли испанским Микеланджело, но позднейшие историки искусства ценили его не столь высоко.

Произведениям Кано присуща благородная классическая простота; его скульптурные произведения полны силы, энергии и вместе с тем нежности и красоты; в его живописи строгий рисунок и прекрасный колорит соединены с глубоким чувством.

Идущая от традиций деревянной раскрашенной скульптуры полихромная пластика Кано (ретабло церкви Санта-Мария в Лебрихе, провинция Севилья, 1628-38; статуи и бюсты святых для собора в Гранаде, 1658-60) монументальна по характеру, отличается тонкой одухотворённостью и жизненно-конкретной экспрессией.

Менее самобытна живопись Кано ("Мадонна, вручающая младенца Христа св. Антонию", 1645-52, Прадо, Мадрид), отмеченная чертами идеализации, внешней красивости и влиянием итальянского искусства. Созданный Кано проект западного фасада собора в Гранаде осуществлен в 1703 архитектором Х. Гранадосом

Среди наиболее известных его работ – Бюст апостола Павла (1658–1660) из собора в Гранаде, скульптурная композиция «Непорочное зачатие» (1655–1656) из церкви Сан Диего в Гранаде и цикл картин «Семь радостей Марии» (1652–1654), которые, как и большинство его произведений, находятся в музее Прадо.

Умер Кано в Гранаде 5 октября 1667. Картины его рассеяны по церквам Севильи ( «Богородица с Младенцем»), Мадрида («Спаситель на Голгофе», события из жизни св. Марии Магдалины), Гренады (7 больших изображений из жизни Пресвятой Девы, в соборе), Малаги («Богородица во славе»), в музеях Прадо в Мадриде, Пешта, Дрездена, Мюнхена и Берлина. В Эрмитаже находятся: «Богоматерь с Младенцем Спасителем», «Младенец Спаситель и младенец Иоанн Креститель», «Явление Богоматери доминиканскому монаху».

Среди учеников Кано - живописцы Педро Атанасио Боканегра, Хуан де Севилья (1643-95), Хосе Рисуено, скульпторы Педро де Мена и Хосе де Мора, который начинал в роли модели для работ Кано и затем производил многохромовые скульптуры в стиле, типичном для Гранады.

Скульптуры периода работы Кано в Севилье не сохранились, но многие из его деревянных статуй, типа «Дева непорочного зачатия» (1655-56), сохранились в Гранаде.

Его фасад собора в Гранаде считают одной из оригинальных работ испанской архитектуры.

Перейти к биографии