войти
опубликовать

Филипс
Конинк

Нидерланды • 1619−1688

Биография и информация

Родился в семье золотых дел мастера. Между 1637 и 1639 учился у своего брата Я. Конинка в Роттердаме. С 1641 поселился в Амстердаме, где стал владельцем кораблей Амстердамской линии. Принадлежал к кругу друзей Рембрандта, повлиявшего на его творчество. Писал жанровые, мифологические картины, портреты. Однако самые значительные творческие достижения Конинка относятся к области пейзажа. В период творческого расцвета с сер. 1650-х до сер. 1660-х Конинк, развивая приемы перспективного построения композиции Я. ван Гойеном и Г. Сегерсом, создал собственный панорамный пейзаж, наделенный эпическим звучанием.

Голландский художник.

До 1640 Конинк учился у своего брата Якоба в Роттердаме и испытал сильное влияние Рембрандта. Конинк не был его прямым учеником (как утверждает Хоубракен), но оказался близок к кругу его последователей (в 1641 он женился на жительнице Роттердама Корнелии Фурнериус, племяннице Абрахама Фурнериуса, талантливого пейзажиста и ученика Рембрандта). С 1641 Конинк живет в Амстердаме, где часто встречается с Рембрандтом. Подобно большинству современных ему художников, он, вероятно, имел вторую профессию, служа навигатором между Амстердамом и Роттердамом.

Ранние сохранившиеся произведения Конинка - это жанровые, религиозные или мифологические сцены, которые еще свидетельствуют о большом влиянии не только Рембрандта (в рисунках), но и Н. Маса, Я. Стена («Вакханалия», 1654, Гаага, музей Бредиуса), П. де Блота, А. Брувера и роттердамских художников, писавших реалистические сельские виды, например X. Сорга («Швея», 1671, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Портреты Конинка («Автопортрет», 1667, Флоренция, Уффици; «Портрет Вонделя», 1674, Амстердам, Гос. музей) выглядят достаточно условно в своем подражании Рембрандту и его ученику Ф. Болу, а по своему видению мира близки искусству Яна де Буна. Грубый и небрежный рисовальщик, подражающий рембрандтовской маэстрии, Конинк лишь в своих пейзажах находит удачные акценты и показывает широту взгляда.

Именно в пейзажах, которые составляют почти половину его наследия, художник достигает большого совершенства. Его искусство занимает отдельное место в истории голландской живописи XVII в. и сегодня пользуется растущей популярностью. Его первые известные нам пейзажи датируются лишь 1647 («Пейзаж с путниками», Лондон, музей Виктоции и Альберта) и 1649 («Пейзаж с дорогой», Нью-Йорк, музей Метрополитен). Но уже в них проявляется оригинальность панорамного пейзажа с длинной линией горизонта, прерываемой темными (зеленые массы деревьев) и светлыми (водные пространства или освещенный солнцем ландшафт) пятнами. Их удивительная поэтичность заключается в углублении и расширении пространства. Очень немногие голландские пейзажи создают подобное впечатление ирреальности и безграничности (Конинк мог вдохновляться широкими пейзажами А. де Гелдера, произвольно используя в разных картинах один и тот же мотив). Но сам художник будто смущен своим спектаклем, в отличие от виртуозного и фантастического X. Сегерса, мечтательного Рембрандта, лиричного и гармоничного Якоба ван Рёйсдала. Для Конинка характерно свободное обращение с бесконечным горизонтом, будто продолжающимся за рамой картины. Его работам присуща та же реалистическая чистота зеленого, белого, синего, серого тонов, оживленных иногда несколькими вкраплениями красного, которые появляются и на великолепных золотых и коричневых полотнах Рембрандта и Сегерса. Искусство Конинка сочетает в себе стремление к идеальному пейзажу (которое в эту эпоху распространилось по всей Европе, особенно в Италии и Франции, в живописи Клода Лоррена, Пуссена и Дюге) и реалистический подход.

Концепция пейзажа у Конинка завершает собой искания голландских художников, начиная с Э. ван де Велде и Я. ван Гойена, которые ратовали за снижение линии горизонта и большое место на холсте отводили небу; кроме того, она определяет поворот в живописи 1650-х к искусству более лиричному и барочному, выраженному в подлинном очаровании пространства, простирающегося вплоть до материальных границ картины. И хотя отзвуки этой концепции можно найти в работах Рёйсдала, исполненных под влиянием Конинка, И. ван дер Хагена и Вермера Харлемского, во второй половине столетия она не получила такого распространения, как итальянизированный пезаж.

Среди прекрасных пейзажей Конинка большого формата (обычно 130-140 х 160-170) следует назвать работы, хранящиеся в Гос. художественном музее в Копенгагене, Гос. музее в Амстердаме (в том числе, приобретенную в 1967 картину из собрания графа Дерби), музее Ашмола в Оксфорде, музее Боймансаван Бёнингена в Роттердаме и Нац. гал. в Лондоне. В нескольких поздних пейзажах (Локинг Хаус, собрание Лойда; Амстердам, Гос. музей, пейзаж 1676 и недатированная работа с изображением дороги в лесу, идущей вдоль берега реки) художник использует контрасты горизонта с большими массами деревьев на переднем плане, а также приемы итальянизирующего аркадского пейзажа.