войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • Москва и Московская область • художник, представитель галереи

Живопись смыслов в стиле рэйки: арт-целительство в эпоху короновируса

Наталья Гарбер, март 2020

"Вглядываясь в совершенные формы растений, передавай их истинную сущность. Через внешнее сходство воспроизведи их дух.
Достижение этого зависит от руки, от совершенства штриха.
Поистине невозможно это выразить в словах - тайна этого лежит в сердце"
Китайский трактат "Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
Против течения
Если ты идешь
Верным путем,
Никакие опасности
Этого мира
Тебе не страшны.
Духовная поэзия императора Мэйдзи

Я мастер рэйки – это целительская практика, переданная нам Буддой Медицины. Поэзия императора Мэйдзи – ее традиционная часть. А вот живописи мне не хватало. И вот в разгар всемирной беготни от коронавируса я пошла в китайский центр учиться живописи се и. Совершенно счастлива и думаю, что плаванье против течения недаром всегда было любимым моим занятием?. Делать, что хочешь, и чувствовать, что так и дОлжно - это высшая гармоническая свобода. И я ее обрела. В кризис это особенно ценно: эти занятия сделали меня вселенной покоя посреди нарастающего всемирного торнадо.

Рисование смыслов

Именно сегодня не гневайся.
Именно сегодня не беспокойся.
Именно сегодня проявляй благодарность.
Именно сегодня усердно работай.
Именно сегодня будь добр к другим.
Когда мои буддийские учителя говорят «ум», они кладут руку на сердце. Я рисую сердцем, поэтому выбрала стиль се-и. Китайская живопись се-и происходит от двух слов: «се» — писать и «и» — идея, смысл. Это рисование смыслов, передающее суть вещей в свободной форме. Это картины сердца: внутреннее проявляет себя через внешнее. В них нет четких очертаний и «правильных» контуров, изображение наносится на лист как непосредственное отражение настроения ума. Посему ассоциации, контуры и детали могут быть нарочито преувеличенными.
Живопись се-и подобна малой прозе и поэзии, особенно духовной поэзии императора Мэйдзи в стиле рэйки. Картина рисуется на одном дыхании, выливая ощущение в форму. Ручной труд и «цифровизация» гармонируют в се-и: построено на копировании приемов живописи, но каждая картина уникальна, как волна. Все вместе они образуют море. При всем единообразии каждый лист особенный и копий нет, как нет полностью одинаковых состояний ума.
Се-и это не живопись на заказ, а творчество художников-интеллектуалов. Красота - в глазах смотрящего, посему се-и не развлекает зрителя, а порождает в нем резонанс. И если не находит отклика, то просто катится дальше по океану ума художника как свободная волна. А если резонанс в уме смотрящего возникает, то интерференция порождает новое волнение - и энергия рэйки, заложенная мною в картину се-и, катится по океану многих умов.
Се-и не цепляется за форму и потому ярко показывает суть вещей. Шедевр в этом силе может быть нарисован за несколько минут, если художник поймал настроение кистью. Сила изображения зависит от уровня практики мастера: как говорила Сара Бернар, «я работала над этой ролью полчаса - и всю жизнь». Сила восприятия картины в стиле се-и зависит от мастерства зрителя: в низкий ум не заходят высокие истины.
Символизм се-и не уводит от реальности, но погружает вглубь нее. Цветы и камни, линии и мазки, краски и тушь, энергия и тишина – все это мои инструменты как мастера рэйки. Эти картины следуют тем же правилам целительного творчества жизни, что и вся рэйки, послужившими эпиграфом к этому уроку.

Тайная картина любви


В этом мире иногда
Ветер сотрясает дом.
Но беды проходят стороной,
Если ветви древа семьи
Растут гармонично.
Духовная поэзия императора Мэйдзи



Китайская живопись довольно жестко разделена на символы: ученый Чэнь Цзижу эпохи Мин разработал систему «Четыре благородных», выделив четыре благородных человеческих качества. С тех пор китайской живописи учат всем необходимым типам штрихов и приемов в живописи на основе изображения четырех растений - орхидеи, сливы, бамбука и хризантемы, которые их символизируют.
Бамбук - быстрорастущее, многолетнее, вечнозеленое растение. Благодаря своей прочности, упругости и прямому стволу, бамбук стал символом крепости духа, стойкости, долголетия, верности и непреклонного характера. Картина с бамбуком - метафора человека высоких моральных принципов. Бамбук - замечательный антисептик, поэтому он также символизирует прямоту и откровенность в отношениях. Изображения бамбука и сливы мэйхуа символизируют мужа и жену. Бамбук, слива мэйхуа и сосна на одной картине служат метафорой верных друзей.
Слива – в Китае рисуют цветущую дикую сливу мэйхуа как знак чистоты помыслов, способности сохранять внутреннее спокойствие и гармонию. Подобно бамбуку она символизирует несгибаемость перед невзгодами жизни, а также означает зиму, так как цветет когда еще стоят холода. Изображения веток сливы с нежно розовыми, желтыми или белыми цветками так же популярны, как изображения бамбука. Живопись цветущей сливы мэйхуа было заложено как отдельное направление во времена династии Тан 7-9 века, и окончательно сформировалось в начале десятого века во времена династии Сун.
Орхидея - нежный и утонченных цветок, символ весны и символизирует чистоту, скрытое благородство, честь, благочестие, совершенство и простоту. Соотносится с женским началом и женственной красотой.
Хризантема цветет до самой поздней осени. Этот символ торжества долголетия в суровые времена, она символизирует бодрость духа и покой - и может быть метафорой ученого-отшельника.
Вьюнок, не существующий символ в китайской живописи, ибо он не растет на востоке, стал для меня в день этого урока символом моих отношений с возлюбленным - в стиле рэйки, который я привнесла в се и.

День поэзии


Сегодня день поэзии.
А вчера я освоила живопись се и тушью.
Онлайн, потому что коронавирус.
И это прекрасно.

Есть разновидность стиля се-и, которая называется шуймо: от слов шуй - «вода» и мо - «тушь». В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях. В день поэзии 21 марта я выложила свой верлибр – эпиграф к этому уроку - и серию бамбуков в стиле шуймо в Фейсбук. И виртуальная подруга спросила, что меня привлекает в се-и. Это философская, символическая живопись, сказала я - живопись смыслов. Мы рисуем внутренний, а не поверхностный смысл реальности. Делаем зримым скрытое от обычного взгляда. Познаем и показываем квантовую природу реальности - как это делает поэзия, о которой мой старший друг, большой поэт Михаил Синельников, написал когда-то:
Как поздно понял я – поэзия не в слове,
А только в связи слов, вблизи и выше их.
Конечно, как и поэзия, картина в стиле се-и говорит глазу зрителя о физических объектах, даже если и воображаемых. Но суть этой живописи не в копировании или украшении, а в том, чтоб поговорить с ними и зрителем на языке образов. У меня чудесные ощущения от этого рисования, просто счастье: даже во времена, когда из-за коронавируса в Москве вводится одно чрезвычайное указание за другим.