войти
опубликовать

Эктор
Гимар

1867−1942
Эктор Гимар или Эктор-Жермен Гимар (франц. Hector-Germain Guimard; 10 марта 1867 года, Лион, Франция – 20 мая 1942 года, Нью-Йорк, США) – архитектор, декоратор, дизайнер мебели, возможно, наиболее известный французский представитель стиля ар-нуво.

Особенности творчества Эктора Гимара. Его произведения относятся к различным видам искусства – от живописи и скульптуры до графики и даже книгопечатания. Всеобъемлющая гармония и плавность, царящие в эстетике его зданий и других работ, во многом отражают ту умиротворенную среду и общество, о которых он мечтал. Несмотря на то, что версия «ар-нуво Гимара» стала национальной – французской – она была сфокусирована на общественном и доброжелательном признании различий между разными национальностями и этническими группами мира. Сегодня Гимар считается одним из творцов-индивидуалистов своей эпохи, одним из новаторов ар-нуво, разработавшим собственную эстетику, которая зачастую узнаваема даже среди работ его соратников по стилю.

Известные здания Эктора Гимара. Кастель (замок) Беранже, входы в Парижский метрополитен, концертный зал Гумберта Романского, синагога на улице Паве.

Ранние годы и учёба

Эктор-Жермен Гимар родился в Лионе в семье ортопеда и швеи. У него сложились непростые отношения с родителями: после переезда семьи из Лиона в предместье Парижа 13-летний подросток сбежал из дома. Он нашёл убежище в доме родственницы Аполлонии Гривель, богатой землевладелицы.

В возрасте 15-ти лет Гимар поступил в Высшую школу декоративных искусств в Париже. Там он показал себя искусным мастером: в 1884 году его проекты были награждены двумя серебряными и тремя бронзовыми медалями. В последующих конкурсах он выиграл четыре бронзовые медали, пять серебряных и самую престижную награду школы – Grand Prix d'Architecture.

Затем Гимар поступил на архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств, где в 1880-х годах насчитывалось больше число студентов из США, Центральной и Восточной Европы. Конкуренция там была выше, чем в Школе декоративных искусств, и талант юноши на этом фоне сиял менее ярко. Тем не менее, Гимар подружился со многими своими товарищами, в том числе с Анри Соважем. Вместе они стали пионерами стиля ар-нуво во Франции в 1890-х годах.

Начало карьеры

Самостоятельную карьеру Гимар начал в 1888 году с небольшого проекта кафе со сценой под открытым небом на набережной Отёй в своём родном 16-м округе Парижа. Годом позже он получил задание построить павильон электротерапии Фердинанда де Бойера на Всемирной выставке в Париже.

Гимар также зарабатывал преподаванием. В 1891 году он стал профессором рисования в отделении для девочек в своей альма-матер – Школе декоративных искусств. Он оставался там учителем до 1900 года, когда его карьера вышла на новый уровень. Несмотря на то, что мастер обучал в основном женщин, следующие 15 лет он оставался холостяком.

В начале 1890-х карьера Гимара начала набирать обороты, поскольку 16-й округ быстро превращался в модный пригород. Застройщики и землевладельцы, которые осознали его потенциал, просили архитектора спроектировать несколько особняков и многоквартирных домов. Будучи выходцем из этого района, Гимар хорошо знал его и понимал, чего хотят клиенты. Эти заказы фактически положили начало его карьере.

В 1895 году архитектор отправился в Брюссель, где познакомился с коллегой Виктором Ортой, которому выражал искреннее восхищение в последующей переписке. Гимара сильно взволновал визит в Отель-Тассель (особняк профессора Эмиля Тасселя), построенный двумя годами ранее и часто считающийся первым зданием в стиле модерн. Подобно Гимару, Орта рассматривал природу как источник вдохновения для современной архитектуры. Он сказал коллеге, что, глядя на растение, предпочитает срезать цветок и сосредоточиться на стебле, как основе структуры.

Развитие ар-нуво

Эктор Гимар был вхож в высокие буржуазные и аристократические круги, где познакомился с богатой вдовой Анной-Элизабет Фурнье. Она заказала архитектору постройку доходного жилого дома на улице де ла Фонтен, который вскоре получил название Кастель Беранжер. После возвращения из Бельгии воодушевлённый Гимар убедил Фурнье позволить ему спроектировать здание в стиле ар-нуво. Заказчица дала архитектору карт-бланш на работу, и он не разочаровал. Сам Гимар переехал в одну из квартир в этом доме и переместил туда же свою студию. Одним из его соседей и другом был художник Поль Синьяк.

Гимара поддерживала относительно небольшая группа творчески авантюрных, лояльных клиентов, которые предоставили ему возможность развивать своё видение. Например, для семьи Нозаль архитектор построил не только дом в 16-м округе Парижа, но и художественные мастерские, загородный дом в Нормандии, а также новые сталелитейные и керамические фабрики на севере Парижа.

Самыми продуктивными для Гимара стали 1895 – 1905 годы. Именно в этот период были созданы его самые известные работы. Он проектировал и строил школы, надгробные памятники, многоквартирные дома, таунхаусы, дома для отдыха и загородные виллы, концертный зал, станции, керамические заводы, мастерские художников и выставочные павильоны. В течение этого десятилетия модерн достиг апогея своей популярности в Париже, а затем начал выходить из моды.

В 1909 году Гимар женился на американской художнице Аделине Оппенгейм, которая училась во Франции. Его свадебным подарком стал новый особняк Гимара на авеню Моцарта. Здание сохранилось до наших дней, хотя интерьеры уже не передают всю полноту дизайнерских решений Гимара, особенно в мебели, которую супруги забрали с собой, когда переехали в США. В конце 1940-х годов мадам Гимар подарила Парижу столовую и внутреннюю отделку стен из дома, которые выставлены сегодня в Малом дворце.

Поздний период

После 1909 года число заказов у Гимара резко сократилось. Это было в первую очередь связано с падением популярности ар-нуво. Во Франции стиль часто называли «импортированным» из Бельгии или Германии, несмотря на то, что на заре века его предполагалось взять за основу французского «национального стиля». Сложный характер Гимара, вероятно, также способствовал уменьшению числа его клиентов (и, возможно, был одной из причин, по которой у него не было верных последователей). А ещё архитектор, очевидно, не считал нужным искать постоянный поток заказов, поскольку его жена была достаточно богата.

Во время Первой мировой войны, когда строительство практически прекратилось, Гимар уехал из Парижа подальше от боевых действий. Период между двумя мировыми войнами был отмечен появлением стиля ар-деко, который получил название от Международной выставки декоративных искусств и промышленности в 1925 году в Париже. Последний реализованный проект Гимара датируется 1930 годом. Архитектор сохранил прочную связь с небольшим кругом друзей и прочёл речь на похоронах Анри Соважа в 1932 году.

Жена Гимара Аделина была еврейкой. С оглядкой на растущую нацистскую угрозу в конце 1930-х и немецкую антипатию к современному искусству, пара решила иммигрировать в Нью-Йорк в 1938 году. Эктор умер там четыре года спустя.

Наследие

После Второй мировой войны Аделина, которая пережила Эктора на 23 года, вернулась во Францию. Она попыталась убедить местных чиновников создать музей Гимара, но не получила согласия. Оставшуюся мебель женщина пожертвовала музеям в Париже и Лионе, а сохранившиеся рисунки мужа, переписку и другие архивные материалы – Музею современного искусства в Нью-Йорке и Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Решение Гимара работать в одном определённом стиле помогло ему лишь на короткий период. К концу Второй мировой войны он был практически забыт. Часть его самых сложных входов в Парижское метро были разрушены задолго до войны, но после неё их демонтаж стал интенсивнее из-за ускоряющейся модернизации подземки и изменения вкусов в пользу международного стиля. Самой заметной утратой стал снос в 1962 году тщательно продуманного «Китайского павильона» на станции Бастилии.

Здания Гимара строились с учётом вкусов его заказчиков. Когда они переходили в другие руки, многие новые владельцы преобразовывали их как считали нужным – часто до неузнаваемости. Некоторые частные особняки Гимара во всегда модном 16-м округе были снесены, чтобы освободить место для современных многоквартирных домов. Мало кто вспомнил об архитекторе в 1967 году, когда исполнилось сто лет со дня его рождения.

Тем не менее, несколько музейных выставок в Европе и Северной Америке в 1970-х годах начали возрождать репутацию Гимара и многих его соратников по ар-нуво. Стартовало движение за сохранение работ мастера, а в 1992 году – к 125-летию со дня рождения архитектора – Музей Орсе посвятил крупную выставку его творчеству. 2000 год ознаменовался лавиной публикаций, посвящённых 100-летию Всемирной выставки в Париже 1900-го года и стилю ар-нуво.

Многие здания Гимара – в том числе 88 сохранившихся входов в Парижское метро (предполагается, что в 1913 году их было 167) – сейчас внесены в список исторических памятников. С 1984 года имя Эктора Гимара носит улица в 19-м округе Парижа. Его наследие пропагандирует онлайн-сообщество под названием «Круг Гимара» (Le Cercle Guimard), состоящее из поклонников стиля ар-нуво.

Автор: Влад Маслов
Перейти к биографии