войти
опубликовать

Квентин
Массейс

Нидерланды • 1465−1530

Биография и информация

Квентин Массейс (нидерл. Quinten Matsijs; 1466 год, Лёвен, ныне Бельгия – 1530, Антверпен, ныне Бельгия) – фламандский художник, первый из важнейших мастеров Антверпенской школы.

Особенности творчества Квентина Массейса. Кто обучал его живописи неизвестно. Однако в стиле Массейса можно найти влияние Дирка Баутса, который привнёс в Лёвен многое от Рогира ван дер ВейденаЯна ван Эйка и Ганса Мемлинга. У первого из этой троицы Массейс перенял твёрдость контуров, чёткое моделирование и тщательную проработку деталей. У двух других – сияющее богатство прозрачных пигментов.

В работах Массейса прослеживается сильное религиозное чувство, характерное для традиционных фламандских произведений, а также реализм на грани гротеска. Его картины отличаются вдумчивым подходом к выразительности, подробнейшей визуализацией и приглушенными светотеневыми эффектами. Как и большинство фламандских художников того времени, он уделял большое внимание украшениям, окантовке одежды и орнаментам в целом.

Квентин Массейс также прославился как жанровый портретист. Каждый его герой представляет собой комментарий к человеческим чувствам, поведению и обществу в целом. Такие картины пользовались большой популярностью и часто копировались.

В целом он был одним из самых влиятельных художников своего времени, которому удалось соединить чёткость предыдущей голландской эпохи с инновациями итальянского Возрождения.

Известные картины Квентина Массейса. «Уродливая герцогиня», «Меняла с женой», «Портрет пожилого мужчины», «Дева Мария с младенцем и четырьмя ангелами», Алтарь гильдии краснодеревщиковАлтарь святой Анны

Биография

Большинство ранних сведений о жизни Массейса больше напоминают легенды. Известно, что он родился в Лёвене где-то между 4 апреля и 10 сентября 1466 года и был одним из четверых детей кузнеца. Поначалу обучался отцовскому делу (вероятно, под руководством родителя), но потом решил стать живописцем. Широко распространено предание, что тут не обошлось без любви. Юный Квентин, якобы, влюбился в дочь художника и поступил к нему в обучение, чтобы быть ближе к своей пассии. Однако автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер утверждает, что это неправда. Настоящей причиной была болезнь, во время которой парень был слишком слаб, чтобы работать в кузнице, и вместо этого делал гравюры для карнавала.

Благосостояние семьи также вряд ли было причиной ухода Массейса в живописцы. Документально подтверждено, что его отец имел приличный доход.

Хотя искусствоведы видят в картинах Массейса влияние его коллег-иностранцев, нет никаких записей о его путешествиях в Италию или другие регионы Нидерландов во время обучения. Но это было значительной частью практики начинающих художников в ту эпоху.

В 1491 году 25-летний Квентин Массейс поселился в Антверпене. Поскольку до 1494 года в Гильдии святого Луки Лёвена не велось никаких записей, нет конкретных доказательств, что статус мастера он получил в родном городе. Однако историки традиционно считают, что это произошло именно там, поскольку в Антверпене он не был зарегистрирован как ученик. Уже упомянутый Карел ван Мандер заявляет, что Массейс был самоучкой. Но если принять во внимание известные нам законы и правила гильдии XVI века, это маловероятно.

В Антверпене собственный стиль Массейса внёс важный вклад в возрождение фламандского искусства в духе Ван Эйка и Ван дер Вейдена. У него было лишь четыре ученика, ни один из которых не достиг высот своего педагога. Широко распространено мнение, что в какой-то момент своей карьеры у Массейса учился Иоахим Патинир, который дополнил несколько его пейзажей. После смерти Патинира в 1524 году Массейс взял опеку над его детьми.

Основное внимание в его работах уделяется не атмосфере, а в буквальном смысле карикатуре – подчёркнутой меланхолической утонченности святых, жестоким жестам и гримасам тюремщиков и палачей (1, 2, 3). Особые усилия Массейс прилагал к тому, чтобы подчеркнуть индивидуальные особенности персонажа. Сатира просматривается в изображениях торговцев и банкиров, которые раскрывают их жадность и алчность. Экстатический поцелуй матери в «Мадонне с младенцем» кажется чрезвычайно нежным, но довольно неловким. Однако эти маньеристские преувеличения уходят на второй план на фоне замечательных светящихся цветов.

В области портретной живописи на Массейса большое влияние оказал его земляк Ян Госсарт по прозвищу Мабюз. Образы Массейса демонстрируют сугубо личные эмоциональные качества натурщика и отражают приверженность художника реализму как технике (1, 2).

Есть множество подтверждений связям Массейса с другими художниками Северного Возрождения, такими как Ганс Гольбейн и Альбрехт Дюрер. С первым он, скорее всего, не раз встречался, когда тот ездил в Англию, а второй, как предполагается, был в его доме в Антверпене в 1520 году.

Также широко признано, что Массейс был знаком с работами Леонардо да Винчи из гравюр, которые были популярны среди северных художников. При создании «Мадонны с младенцем и агнцем» он явно вдохновлялся «Мадонной с младенцем и святой Анной» Да Винчи. Эту же работу приводят в качестве доказательства сильного влияния на Массейса итальянских художников эпохи Возрождения и того, что он, скорее всего, совершил короткую поездку в Италию.

Массейс умер в Антверпене в 1530 году. Он не отступил от своей веры, хотя она преследовалась. Его сестра Катерина и её муж были казнены в Лёвене в 1543 году за то, что тогда считалось преступлением – чтение Библии на родном языке. Его обезглавили, а её якобы заживо похоронили на площади перед церковью.

В первое столетие со дня смерти Массейса на фасаде Антверпенского собора была установлена мемориальная доска с надписью «в своё время кузнец, а затем знаменитый художник». Она соответствует легендам, окружавшим живописца.

Его сыновья Ян и Корнелис Массейсы пошли по стопам отца. Но старший не стремился расширить родительское наследие. Его самая ранняя работа «Святой Иероним» (1537) и последняя «Исцеление Товита» (1564) свидетельствуют о склонности наследника к подражанию. Сын Яна, Квентин Массейс Младший, стал художником при дворе Тюдоров. Он написал знаменитый «Портрет с решетом» Елизаветы I Английской. На нём королева изображена в образе весталки Туччи, которая доказала своё целомудрие, не пролив из сита ни капли воды по дороге от реки Тибр в храм Весты.

У фасада собора Богоматери в Антверпене установлен колодец из кованого железа, который называют «колодцем Массейса». По легенде, его выковал будущий художник.

Автор: Влад Маслов