войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Мартин
Шаффнер

Германия • 1478−1546

Биография и информация

Древненемецкий живописец, один из важнейших мастеров ульмской школы, трудившийся в 1508-35 гг. Держась в первую пору своей деятельности реалистического направления, писал очень характерные портреты и даже в религиозных картинах давал фигурам физиономии и костюмы своих современников, как, например, в "Поклонении волхвов", находящемся в Морицевской капелле, в Нюрнберге, в "Св. Семействе", принадлежащем Венскому музею, и в надпрестольной иконе 1521 г. в ульмском соборе. Впоследствии, вероятно, сделав поездку в Италию, он, под влиянием тамошних живописцев, изменил свою прежнюю манеру на более идеалистичную и стал стремиться к красоте и благородству форм и к выражению душевных настроений.

Самым известным ульмским живописцем времени расцвета XVI столетия является Мартин Шаффнер (около 1480 – 1540). Относительно школы, из которой он вышел, мнения разделились. Граф Пюкклер-Лимпург, его биограф, полагает, что в нем скрещиваются различные влияния, а его учителя видит в некоем родственном так называемому «мастеру из Зигмарингена» Йорге Штоккеае из Ульма, подписавшем вместе с Шаффнером в 1496 г. «Несение Креста» на одном из алтарей Зигмарингенского собрания. Шаффнер во вся\ком случае не был самостоятельной величиной, однако, то обстоятельство, что он изредка заимствовал тот или другой мотив с гравюр Дюрера, еще не делает его франконским мастером, скорее он чисто швабский мастер. Картины его раннего времени, например, «Поклонение волхвов» в Германском музее, написаны еще в духе XV столетия. Картины «Страстей Господних» (1515) в Аугсбурге и Шлейсгейме уже мягче, еще свободнее и красивее по краскам его створка алтаря со «Святым родом» (1521) в Ульмском соборе. На вершине своего творчества Шаффнер стоит в четырех больших створках (1524) Мюнхенской Пинакотеки с композициями Благовещения, Введения во храм, Сошествия Св. Духа на апостолов и Успения, написанными без наружного или внутреннего оживления, но приятными по типам, по стильной композиции и притушенным краскам.