войти
опубликовать

Сергей
Арсеньевич Виноградов

Россия • 1869−1938

Биография и информация

Сергей Арсеньевич Виноградов (1 (13) июня, по другим данным — 1 (13) июля 1869, Большие Соли — 5 февраля 1938, Рига) — талантливый русский художник, мастер импрессионистского пейзажа и «интерьерных» работ, ученик Василия Поленова, педагог Строгановского художественно-промышленного училища. Один из соучредителей Союза русских художников, организатор «Выставок работ 36 художников» и выставки русской живописи в США.

Особенности творчества художника Сергея Виноградова: картинам Виноградова присуще обилие воздуха и света и общее радостное настроение. Считается одним из представителей русской импрессионисткой живописи, но в последний период творчества вернулся к традициям реализма.

Известные картины Сергея Виноградова: «Бабы», «Северная деревня», «Летом», «В доме», «Южная ночь».

Судьба Сергея Виноградова сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую жизнь, получил признание, не голодал даже в первые послереволюционные годы, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. А после смерти был практически забыт. Советские историки искусства о Виноградове, который последние 15 лет провел в Латвии, вспоминали редко. Интерес к художнику возродился в перестроечные годы, когда его картины стали «всплывать» на русских торгах Christie’s и Sotheby’s и уходить с молотка за внушительные суммы.

Студенческие годы

Будущий художник родился в Больших Солях Костромской губернии в многодетной семье священника. Деревушка, стоящая на берегу речки, была окружена лесами и рощами, славилась церковной архитектурой и умелыми мастерами. Впоследствии художник Сергей Виноградов будет изображать и крестьянский быт, и религиозные сюжеты, а главной его страстью станут пейзажи — природу он боготворил.

Сережа часами наблюдал за работой жившего по соседству иконописца и не расставался с бумагой и карандашами. Родители поддержали выбор сына и в 11-летнем возрасте отправили его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Мальчик поселился у профессора Евграфа Сорокина, который также был родом из Больших Солей. Кроме Сорокина, классы вели Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Дмитриевич Поленов. Все как один — именитые живописцы и члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Передвижники давали юным талантам не только творческую свободу, но и возможность зарабатывать. Они устраивали публичные выставки студенческих работ. Виноградов представлял на них жанровые рисунки и этюды, на которых были изображены крестьяне, работники и жители маленьких городков, церковные сюжеты. Москвичи охотно покупали рисунки, а преподавательский совет поощрял автора — кистями, красками и даже деньгами.

В Париже уже был Лувр, а в Москве еще не было Третьяковки. Но коллекции меценатов, которые легли в основу главных российских музеев, уже формировались. Поленов водил студентов в дом Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре и Павла Третьякова в Лаврушенском переулке, где они видели вживую работы Коро, Делакруа, Энгра, Курбе и многих других великих живописцев.

Деревенские сюжеты


В 20 лет Сергей Виноградов получил звание классного художника и поступил в Петербургскую академию, которую бросил, заболев тифом. А в 21 переехал в Харьков, где ему предложили должность преподавателя рисунка в ремесленном училище с освобождением от воинской службы. Оторванный от друзей, в следующие восемь лет он при каждом удобном случае вырывался в Москву.

Но и в Харькове он времени зря не терял. Студенческий друг Михаил Яровой вспоминал: «Сережа начал […] понемногу франтить и стричься, пахло от него всегда одеколоном и духами. Занимался французским языком, много читал».

Виноградов часто гостил в имениях московского сахарозаводчика и коллекционера Павла Харитоненко, расположенных в Харьковской губернии. Участвовал в барских забавах — выездах на рысаках, охоте на зайцев. И беспрестанно писал, уделяя особое внимание жанровым сценам из деревенской жизни (1, 2, 3).

Уже в юношеских работах «Пристань на Волге» (1885) и «У корчмы» (1887) «пробивается» импрессионистское видение Виноградова. Но идеологически молодой художник, как и большинство его друзей, тяготел к передвижникам. В товарищество его приняли только в 1899 году, когда взгляды художника на искусства стали постепенно меняться.

Импрессионистские пейзажи


В Москве, куда Виноградов вернулся, переведясь в Строгановское училище, он сблизился с Константином Коровиным. Художники часто ездили на природу, рыбачили на речке Нерль. Иногда к ним присоединялись Валентин Серов и Федор Шаляпин.
В 1902 году Виноградов вместе с Василием Переплетчиковым отправился на Север. Путь пролегал через Рыбинск, Архангельск. Шли по Серверной Двине, Сухону и Белому морю, мимо Соловецких островов. Из этой поездки художник привез знаменитую «Северную деревню», на которой отчетливо виден переход Виноградова к импрессионизму.

Талантливый организатор


На рубеже веков русская живопись искала выход из кризиса идей академизма и передвижничества. Сергей Дягилев проводил в Петербурге выставки «мирискусников», а Виноградов при поддержке Коровина и Переплетчикова организовал в Москве «Выставку работ 36 художников». За первой успешной выставкой последовала вторая, а в 1903 году их участники основали Союз русских художников. Виноградова, который вышел из товарищества передвижников, избрали в комитет.

Знаток и ценитель французской живописи, художник часто помогал коллекционерам. В 1902 году в Париже Виноградов консультировал Михаила Морозова. Среди прочих москвичи отобрали работы Гогена, Сезанна, Дега. Самым успешным приобретением был «Портрет Жанны Самари» Ренуара, купленный за 20 тысяч франков у Амбруаза Воллара (сейчас хранится в Эрмитаже).

Оставшись в Париже, Виноградов часто посещал галерею Дюран-Рюэля и любовался работами импрессионистов. Больше других его восхищал Ренуар: влияние французского живописца заметно на картине Виноградова «Испанская танцовщица (Отеро)» (1903).

Успех и достаток


В конце нулевых – начале десятых годов центральной темой творчества Сергея Виноградова становится дворянская усадьба. Десять лет подряд он приезжал погостить в имение Головинка в Тульской губернии, принадлежащее Всеволоду Мамонтову. Там писал жанровые картины, пейзажи и интерьеры: «Летом» (1908), «Цветник» (1910), «В доме» (1910), «Играет» (1914). Проникнутые лиризмом работы воспевали уклад жизни, который безвозвратно уходил в прошлое.

В 1912 году Виноградову присвоили звание академика. Он оформляет детские книги. Во время Первой мировой войны рисует агитационные плакаты (1, 2). Участвует в европейских выставках Союза русских художников. И даже пробует себя в роли литературного критика.

Это самый успешный период в жизни художника Сергея Виноградова: его картины раскупают еще до открытия выставок, он обретает личное счастье. Женой 49-летнего Виноградова становится его бывшая ученица, 33-летняя Ирина Войцеховская.

Революция и эмиграция


События 1917-го года Виноградова поначалу воодушевили. Он пытался встроиться в новую действительность и даже принимал участие в оформлении московского Кремля к первой годовщине революции.

Вскоре энтузиазм сменился горечью. Художник с грустью наблюдал за разграблением дворцов и поместий друзей-меценатов и расцветом левого искусства, вытеснявшего все другие направления. Конструктивизм с его угловатыми формами он не принял, а выставки реалистической живописи в Москве больше не проводились. Чтобы помочь бедствующим художникам, Виноградов взялся за организацию выставки русского искусства в США.

Два года хлопот, и в декабре 1923 года работы отправили морем в Нью-Йорк. Архипов, Грабарь, Кустодиев, Григорьев, Серебрякова, Юон, сам Виноградов — в здании на Лесингтон-авеню разместилось больше тысячи работ почти ста авторов. Выставка привлекла 17 тысяч посетителей, но продалась лишь десятая часть работ…

В СССР Виноградов не вернулся. Осенью 1924 года он поселился в Риге, вскоре туда приехала Войцеховская. Поначалу художник преподавал в студии Николая Богданова-Бельского, потом открыл собственную школу. Он вернулся к пейзажам, на которые его вдохновила живописная природа Латгалии, и к религиозной тематике — на серии из 15-ти работ изображены виды Псково-Печерского монастыря (1, 2, 3), который в то время находился на территории Эстонии. Часами работал на пленэре и все равно переживал, что мало успевает. «Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть все, что волнует», — писал Виноградов.

В Латвии художник быстро добился признания и уважения. Он печатал воспоминания о встречах с деятелями российской культуры: от Толстого и Шаляпина до Поленова и Левитана. Проводил выставки своих учеников и персональные выставки. В местной прессе писали: «…Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».

В январе 1938 года, после похорон друга-художника, Виноградов слег с воспалением легких. 4 февраля, за день до смерти, он сказал: «А ведь я умру, хоть еще так хотелось бы поработать».

Автор: Лариса Кузора