Регистрация
Сергей Арсеньевич Виноградов
Сергей
 Арсеньевич Виноградов
Россия 1869−1938
Подписаться37             
Подписаться37             
Биография и информация
 
Сергей Арсеньевич Виноградов (1 (13) июня, по другим данным — 1 (13) июля 1869, Большие Соли — 5 февраля 1938, Рига) — талантливый русский художник, мастер импрессионистского пейзажа и «интерьерных» работ, ученик Василия Поленова, педагог Строгановского художественно-промышленного училища. Один из соучредителей Союза русских художников, организатор «Выставок работ 36 художников» и выставки русской живописи в США.
Особенности творчества художника Сергея Виноградова: картинам Виноградова присуще обилие воздуха и света и общее радостное настроение. Считается одним из представителей русской импрессионисткой живописи, но в последний период творчества вернулся к традициям реализма.
Известные картины Сергея Виноградова: «Бабы», «Северная деревня», «Летом», «В доме», «Южная ночь».

Судьба Сергея Виноградова сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую жизнь, получил признание, не голодал даже в первые послереволюционные годы, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. А после смерти был практически забыт. Советские историки искусства о Виноградове, который последние 15 лет провел в Латвии, вспоминали редко. Интерес к художнику возродился в перестроечные годы, когда его картины стали «всплывать» на русских торгах Christie’s и Sotheby’s и уходить с молотка за внушительные суммы.

Студенческие годы

Будущий художник родился в Больших Солях Костромской губернии в многодетной семье священника. Деревушка, стоящая на берегу речки, была окружена лесами и рощами, славилась церковной архитектурой и умелыми мастерами. Впоследствии художник Сергей Виноградов будет изображать и крестьянский быт, и религиозные сюжеты, а главной его страстью станут пейзажи — природу он боготворил.

Сережа часами наблюдал за работой жившего по соседству иконописца и не расставался с бумагой и карандашами. Родители поддержали выбор сына и в 11-летнем возрасте отправили его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Мальчик поселился у профессора Евграфа Сорокина, который также был родом из Больших Солей. Кроме Сорокина, классы вели Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Дмитриевич Поленов. Все как один — именитые живописцы и члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Передвижники давали юным талантам не только творческую свободу, но и возможность зарабатывать. Они устраивали публичные выставки студенческих работ. Виноградов представлял на них жанровые рисунки и этюды, на которых были изображены крестьяне, работники и жители маленьких городков, церковные сюжеты. Москвичи охотно покупали рисунки, а преподавательский совет поощрял автора — кистями, красками и даже деньгами.

В Париже уже был Лувр, а в Москве еще не было Третьяковки. Но коллекции меценатов, которые легли в основу главных российских музеев, уже формировались. Поленов водил студентов в дом Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре и Павла Третьякова в Лаврушенском переулке, где они видели вживую работы Коро, Делакруа, Энгра, Курбе и многих других великих живописцев.

Деревенские сюжеты


В 20 лет Сергей Виноградов получил звание классного художника и поступил в Петербургскую академию, которую бросил, заболев тифом. А в 21 переехал в Харьков, где ему предложили должность преподавателя рисунка в ремесленном училище с освобождением от воинской службы. Оторванный от друзей, в следующие восемь лет он при каждом удобном случае вырывался в Москву.

Но и в Харькове он времени зря не терял. Студенческий друг Михаил Яровой вспоминал: «Сережа начал […] понемногу франтить и стричься, пахло от него всегда одеколоном и духами. Занимался французским языком, много читал».

Виноградов часто гостил в имениях московского сахарозаводчика и коллекционера Павла Харитоненко, расположенных в Харьковской губернии. Участвовал в барских забавах — выездах на рысаках, охоте на зайцев. И беспрестанно писал, уделяя особое внимание жанровым сценам из деревенской жизни (1, 2, 3).

Уже в юношеских работах «Пристань на Волге» (1885) и «У корчмы» (1887) «пробивается» импрессионистское видение Виноградова. Но идеологически молодой художник, как и большинство его друзей, тяготел к передвижникам. В товарищество его приняли только в 1899 году, когда взгляды художника на искусства стали постепенно меняться.

Импрессионистские пейзажи


В Москве, куда Виноградов вернулся, переведясь в Строгановское училище, он сблизился с Константином Коровиным. Художники часто ездили на природу, рыбачили на речке Нерль. Иногда к ним присоединялись Валентин Серов и Федор Шаляпин.
В 1902 году Виноградов вместе с Василием Переплетчиковым отправился на Север. Путь пролегал через Рыбинск, Архангельск. Шли по Серверной Двине, Сухону и Белому морю, мимо Соловецких островов. Из этой поездки художник привез знаменитую «Северную деревню», на которой отчетливо виден переход Виноградова к импрессионизму.

Талантливый организатор


На рубеже веков русская живопись искала выход из кризиса идей академизма и передвижничества. Сергей Дягилев проводил в Петербурге выставки «мирискусников», а Виноградов при поддержке Коровина и Переплетчикова организовал в Москве «Выставку работ 36 художников». За первой успешной выставкой последовала вторая, а в 1903 году их участники основали Союз русских художников. Виноградова, который вышел из товарищества передвижников, избрали в комитет.

Знаток и ценитель французской живописи, художник часто помогал коллекционерам. В 1902 году в Париже Виноградов консультировал Михаила Морозова. Среди прочих москвичи отобрали работы Гогена, Сезанна, Дега. Самым успешным приобретением был «Портрет Жанны Самари» Ренуара, купленный за 20 тысяч франков у Амбруаза Воллара (сейчас хранится в Эрмитаже).

Оставшись в Париже, Виноградов часто посещал галерею Дюран-Рюэля и любовался работами импрессионистов. Больше других его восхищал Ренуар: влияние французского живописца заметно на картине Виноградова «Испанская танцовщица (Отеро)» (1903).

Успех и достаток


В конце нулевых — начале десятых годов центральной темой творчества Сергея Виноградова становится дворянская усадьба. Десять лет подряд он приезжал погостить в имение Головинка в Тульской губернии, принадлежащее Всеволоду Мамонтову. Там писал жанровые картины, пейзажи и интерьеры: «Летом» (1908), «Цветник» (1910), «В доме» (1910), «Играет» (1914). Проникнутые лиризмом работы воспевали уклад жизни, который безвозвратно уходил в прошлое.

В 1912 году Виноградову присвоили звание академика. Он оформляет детские книги. Во время Первой мировой войны рисует агитационные плакаты (1, 2). Участвует в европейских выставках Союза русских художников. И даже пробует себя в роли литературного критика.

Это самый успешный период в жизни художника Сергея Виноградова: его картины раскупают еще до открытия выставок, он обретает личное счастье. Женой 49-летнего Виноградова становится его бывшая ученица, 33-летняя Ирина Войцеховская.

Революция и эмиграция


События 1917-го года Виноградова поначалу воодушевили. Он пытался встроиться в новую действительность и даже принимал участие в оформлении московского Кремля к первой годовщине революции.

Вскоре энтузиазм сменился горечью. Художник с грустью наблюдал за разграблением дворцов и поместий друзей-меценатов и расцветом левого искусства, вытеснявшего все другие направления. Конструктивизм с его угловатыми формами он не принял, а выставки реалистической живописи в Москве больше не проводились. Чтобы помочь бедствующим художникам, Виноградов взялся за организацию выставки русского искусства в США.

Два года хлопот, и в декабре 1923 года работы отправили морем в Нью-Йорк. Архипов, Грабарь, Кустодиев, Григорьев, Серебрякова, Юон, сам Виноградов — в здании на Лесингтон-авеню разместилось больше тысячи работ почти ста авторов. Выставка привлекла 17 тысяч посетителей, но продалась лишь десятая часть работ…

В СССР Виноградов не вернулся. Осенью 1924 года он поселился в Риге, вскоре туда приехала Войцеховская. Поначалу художник преподавал в студии Николая Богданова-Бельского, потом открыл собственную школу. Он вернулся к пейзажам, на которые его вдохновила живописная природа Латгалии, и к религиозной тематике — на серии из 15-ти работ изображены виды Псково-Печерского монастыря (1, 2, 3), который в то время находился на территории Эстонии. Часами работал на пленэре и все равно переживал, что мало успевает. «Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть все, что волнует», — писал Виноградов.

В Латвии художник быстро добился признания и уважения. Он печатал воспоминания о встречах с деятелями российской культуры: от Толстого и Шаляпина до Поленова и Левитана. Проводил выставки своих учеников и персональные выставки. В местной прессе писали: «…Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».

В январе 1938 года, после похорон друга-художника, Виноградов слег с воспалением легких. 4 февраля, за день до смерти, он сказал: «А ведь я умру, хоть еще так хотелось бы поработать».

Автор: Лариса Кузора
Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander
+79

Лента
Сергей Арсеньевич Виноградов. Усадьба
Сергей Арсеньевич Виноградов. Усадьба
Сергей Арсеньевич Виноградов. Терраса. Поздняя осень
Сергей Арсеньевич Виноградов. Портрет художника В.В. Переплетчикова
Сергей Арсеньевич Виноградов. Сад. Весна
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Сергей Арсеньевич Виноградов. Утро. Портрет М.А. Морозова
Сергей Арсеньевич Виноградов. Обнаженная
Сергей Арсеньевич Виноградов. Печеры
Сергей Арсеньевич Виноградов. Печеры. Монастырь
Сергей Арсеньевич Виноградов. Спящая обнаженная
Сергей Арсеньевич Виноградов. Усадьба
Сергей Арсеньевич Виноградов. Усадьба
Сергей Арсеньевич Виноградов. Старая церковь. Этюд
Сергей Арсеньевич Виноградов. Солнечный день. Дама у балюстрады
Сергей Арсеньевич Виноградов. Сельский пейзаж
Сергей Арсеньевич Виноградов. Сельская дорога
Сергей Арсеньевич Виноградов. Сараи
Сергей Арсеньевич Виноградов. Пруд
Сергей Арсеньевич Виноградов. Праздничное убранство площади. Зарисовки Москвы в дни празднования первой годовщины Октябрьской революции
Сергей Арсеньевич Виноградов. Натурщица в костюме египтянки
Вся лента
Работы художника
всего 135 работ · 1 в продаже
Сергей Арсеньевич Виноградов. Северная деревня
1
Северная деревня
1902, 63×86 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. Бабы (Подруги)
18
Бабы (Подруги)
1893, 80.3×66.7 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. Летом
6
Летом
1908, 66×98 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. Портрет Константина Константиновича Первухина
0
Портрет Константина Константиновича Первухина
1893, 102×66 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. В доме
3
В доме
1910, 87.5×70 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. Алупка. Крым
3
Алупка. Крым
1917, 80×105 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. Портрет неизвестной, сидящей в кресле
0
Портрет неизвестной, сидящей в кресле
43.5×34 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. Обед работников
0
Обед работников
1890, 44.5×67 см
Сергей Арсеньевич Виноградов. Рассказы о войне
0
Рассказы о войне
1915, 86.3×95.9 см
Посмотреть все 135 работ художника
HELP