войти
опубликовать

Николай
Николаевич Сапунов

Россия • 1880−1912
Николай Николаевич Сапунов (17 декабря 1880, Москва — 14 июня 1912, Териоки). Театральный художник, живописец, график и сценограф. Заметная фигура объединений «Алая роза», «Голубая роза» и «Мир искусств».

Особенности творчества художника Николая Николаевича Сапунова: с юности работы Сапунова отличает особое чувство цвета и света, что роднит его с импрессионистами и символистами. Позже художника увлекает театральный мир с его декорациями. Сапунов как новатор уходит от идеи театрального эскиза и, перенося образы театра на пространство холста в качестве законченной, полноценной работы, создает особый жанр — театральную живопись. За свою недолгую жизнь Сапунов оформляет множество театральных постановок, работает в Большом театре, театре Комиссаржевской, создает постановки вместе с Мейерхольдом. Поздние работы автора меняются в сторону обобщения и примитивизма, они наполнены предчувствием гибели.

Известные картины художника Николая Николаевича Сапунова: «Маскарад»,«Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты», «Цветущие яблони», «Балет», «Карусель».

Сапунов появляется в тот период истории культуры, когда в круговороте перемен искусство принимает новые формы, становится центром жизни, ежеминутно меняя ориентиры. Именно в этом культурном вихре, среди «поколения, жаждущего красоты», развивается столь непродолжительное, но яркое, как вспышка, творчество Сапунова — от импрессионистичной светотени к эстетике мирискуссников, символизму «Голубой розы», и наконец, к гротеску и примитивизму.

Ранние годы: учеба и становление


Николай Сапунов родился в Москве в районе Замоскворечья в купеческой семье. Его отец владел небольшим свечным производством. Роскошь и золото церковных свечей, сад и оранжерея с экзотическими цветами - окружающие мальчика виды и образы развивают в Николае чувство прекрасного, способствуют его тяге к красоте. Он увлекается рисованием.

В 1893 году Сапунов становится учеником И. ЛевитанаВ. Серова, К. Коровина в Московской академии живописи, ваяния и зодчества. Затем в течение пяти лет учится в Академии художеств в классе А. Киселева. Во время учебы студент путешествует по Италии, где получает предсказание от цыганки о собственной безвременной смерти «от воды». С того дня ощущение неизбежности уготованной свыше судьбы не покидает художника и играет ключевую роль в его живописи.

Исаак Левитан более всех других учителей оказывает влияние на юного Сапунова, но в более зрелые годы главным наставником для него становится Константин Коровин, которому студент помогал оформлять декорации в Большом театре. Именно под его влиянием молодой человек увлекается натюрмортами.

ХХ век меняет отношение к театральному художнику. Из невнятной закулисной фигуры он выходит, наравне с актерами, в центр постановочного процесса. Постановка — это не только действие на сцене, но единое целое из игры, музыки и художественных образов. Первыми спектаклями, где Сапунов проявляет свои особые способности, становятся «Гедда Габблер» Г. Ибсена, и спектакль «Гензель и Гретель». Критики замечают, что декорации выполнены в равной степени как для зрителя, так и для актера, так как играющий на сцене буквально растворяется в живописи, становясь цветовым пятном на общем фоне.

Период «Роз» и мирискуссников


Художник сближается с представителями «Алой розы» - символистами СарьяномКузнецовым и Уткиным. В 1905 году выставляется на 12-й выставке Московского товарищества художников. Год спустя художник принимает участие в большой выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге, где представляет шесть своих работ.

В 1907 году символисты объявляют о новом направлении - «Голубая роза», представители которого творят, вдохновляясь работами Врубеля и Борисова-Мусатова. Выставка «Голубой розы» поражает публику не только новыми идеями, но и самим волшебно-театральным оформлением: невидимый оркестр с завораживающей музыкой, ароматы цветов и полутемные арки залов... Сапунов представляет свой «Маскарад», который полностью вписывается в общую идею утонченности и таинственности.

Театральный художник становится узнаваем. Он все чаще прибегает к натюрмортам, выбирая экзотические цветы с их изысканностью и аристократизмом. Ему удается удивительным образом связать такой «приземленный» жанр, как натюрморт, с символистскими идеями. Ваза с цветами — это не просто ваза, а легкое видение, наваждение, которое вот-вот исчезнет.

Кризис символизма и гибель автора


Символизм — это расцвет и упадок одновременно: художники начала века ощущают беспочвенность своих мистических надежд. Эти мысли выражает поэт А. Блок, написавший пьесу «Балаганчик», где все чаяния символистов оборачиваются шаржем. Постановкой пьесы занимаются Мейерхольд и Сапунов.

Сапунов отлично понимает, что театральные декорации и костюмы — это временное искусство, сохранить такой реквизит на столетия невозможно. Поэтому он создает особый жанр — театральная живопись, не делая эскизов, а создавая полноценную работу.

Предчувствие недолгой жизни заставляет художника стремиться вперед и не тратить время на сомнения. Страх смерти порождает тягу к шумным увеселениям: так рождается серия «Ночных празднеств», где уже нельзя найти тающих призраков и балерин. Холсты заполняет разгоряченная праздником толпа народа на фоне балаганов и каруселей. Именно «Карусель» - яркое цветовое пятно — является переломной работой в творчестве Сапунова. Символ народного гулянья одновременно становится символом вечной, но обреченной круговерти жизни.

В начале 1910-х годов Сапунов активно работает в театрах В.Ф.Комиссаржевской, исполняет эскизы декораций к пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» для Александринского театра в Петербурге и для частного театра Незлобина в Москве. Выполняет по эскизам А. Головина декорации к балету И. Стравинского «Жар-птица» для первого Русского балетного сезона Дягилева в Париже.

В последний год своей жизни Сапунов расписывает интерьер литературного кабаре «Бродячая собака» - центра культурной жизни Серебряного века в Петербурге. Тогда же он собирается осуществить уникальную, но фатальную для себя идею по созданию театрально-карнавального действия «Веселая ночь на берегу Финского залива». В местечке Териоки под Петербургом должны были воплотиться его особые идеи: синтез театра и реальности.

Зрители, по задумке Сапунова, не должны были сидеть на своих местах, а разгуливать по парку, попадая при этом в гущу балаганных событий.

Замысел Сапунова остается нереализованным. Вечно торопящийся и не имеющий своего пристанища художник на 32 году жизни утонул в водах Финского залива во время лодочной прогулки. Все другие пассажиры перегруженной лодки спаслись.

Друг Сапунова режиссер В. Соловьев публикует свои воспоминания о нем, где сравнивает судьбу художника с мистической историей об итальянском кукольном мастере Николо. Кукольник решил оживить свои творения, вложив им вместо сердца часовой механизм. Но он забыл, что марионетки не имеют души, и однажды ученики нашли мастера мертвым.

Работы Сапунова можно увидеть в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Театральном музее им. А. Бахрушина и многих частных коллекциях.

Автор: Людмила Лебедева
Перейти к биографии