войти
опубликовать

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века

Аполлинарий Михайлович Васнецов • Живопись, 1900, 122×138 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Городской пейзаж
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1900
Размер: 122×138 см
Работа в подборках: 10 подборок

Описание картины «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века»

«На рассвете у Воскресенского моста» – одно из множества изображений старинных московских мостов, сделанных Аполлинарием Васнецовым. Мосты в жизни старой Москвы имели немаловажное значение. Здесь в праздничные дни велась бойкая торговля (в частности, на Воскресенском мосту у Воскресенских ворот торговали пряниками, так как в округе жили пряничники). Мосты соединяли разные части города, словно городские артерии, здесь всегда было много народу. На картине изображено раннее утро, и мост пока безлюден.

Воскресенский мост построен над речкой Неглинной в 1601-1603 годах, это первый в Москве каменный мост. Он был расположен на территории нынешней Манежной площади, соединял Белый город с районами Кремля и Китай-города.

Картина «На рассвете у Воскресенского моста» завораживает колоритом. Голубовато-жемчужное небо, еще не тронутое жаром восходящего солнца, изумрудная рябь воды, древнерусские деревянные строения на переднем плане и основательные громады каменных кремлевский стен и башен на заднем. Всё вместе кажется шкатулкой драгоценностей. Пожалуй, именно так и относился к старой Москве Аполлинарий Васнецов – как к бесценной драгоценности.

В центре по левую сторону изображена мощная арсенальная башня Кремля – здесь контролировались переправы через Неглинку. За ней видны храмы Кремля и колокольня Ивана Великого. Пройдет совсем немного времени, солнце взойдет, и подсвеченные его лучами купола засияют. На заднем фоне справа – приземистая Кутафья башня, построенная в 1516 году и единственная, сохранившаяся в отреставрированном виде до наших дней. А перед мостом нижняя правая часть занята домами Белого города, где жили бояре. Возле одной из усадебмы видим цветущий сиреневый сад. Таким образом художник, склонный к точности в деталях,указал нам даже время года – любуемся весенним рассветом в Старой Москве.

Увлечение Васнецова историей и архитектурой старой Москвы началось с создания иллюстраций для «Песни о купце Калашникове» Лермонтова и декораций к опере «Хованщина» Модеста Мусоргского. В 1897 году он завершил декорации и понял, что не может расстаться с образом древней Москвы. Впрочем, еще готовясь к поступлению в Академию художеств он было решил вместо нее идти в Геологический институт, увлекшись исследованием окаменелостей – старина Васнецова всегда привлекала.
Аполлинарий Васнецов написал множество исторических и архитектурных пейзажей, поражающих удивительной точностью, вниманием к деталям и, вероятно, семейным их умением переносить на холст ощущение сказочности, погружающих зрителя в атмосферу давно ушедших дней (1, 2, 3, 4, 5).

В 20-е годы по заказы Коммунального музея он создал серию из 26 произведений, воссоздающих облик старой Москвы. Васнецов скрупулезно работал с архивами, библиотеками, материалами исторических музеев (а позже профессионально занялся археологическими раскопками, был членом Московского археологического общества, возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы). «Художник своей работой оживляет мертвый материал», – так он описывал работу над историческими пейзажами. Ему это вне всяких сомнений удавалось. На его архитектурные изображения мы смотрим отнюдь не из сегодняшнего дня. Васнецов снимает дистанцию, мы видим их живыми, шумными и многоголосыми, мы, кажется, сами в них живем, когда смотрим на картину.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии