войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1926
Размер: 106×176 см
Работа в подборках: 5 подборок

Описание картины «Шум старого парка (Все в прошлом)»

На самом деле Аполлинарий Васнецов написал картину под названием «Всё в прошлом». Чему она посвящена? В первую очередь, ее настроение навеяно смертью горячо любимого старшего брата – знаменитого художника Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов очень тяжело переживал эту утрату – он потерял родного человека, наставника, товарища, надежную опору и лучшего друга. К тому же, Васнецов-младший только отошел от разочарований в связи с революционными событиями, и вот новый удар. В отличие от Виктора, Аполлинарий принял революцию с воодушевлением, но при столкновении с неприглядной реальностью, а не высокими лозунгамипришло горькое отрезвление (подробнее – в биографии художника).

Однако на дворе шел 1926 год. Молодая советская страна строила светлое будущее, и вздохи о прошлом, а уж тем более заявления, что в нем осталось всё стоящее, были непозволительны. Потому Аполлинарий Васнецов и дал картине второе название – «Шум старого парка». Частично она перекликается с ранними пейзажами (1, 2). Но сходство это скорее формальное – общая меланхоличность пейзажа. «Шум старого парка» выделяется особенным настроением.

На речном берегу, повернувшись спиной к зрителям, на скамейке сидит седой старик. Он облокотился на руку, взгляд его направлен то ли вниз, то вглубину парка. Надвигаются сумерки. Погода ветреная, хочется назвать ее скорее непогодой – кажется, слышен шум ветра и рокот воды. Кроны могучих деревьев гнутся. Важная деталь – нам в этом пространстве близок только старик, в занимающий большую часть холста парк художник нас не приглашает. Нет туда хода и изображенному на картине. Словно вся его жизнь стремительным порывом ветра пронеслась мимо и стала недоступна. Всё, что он любил, что было дорого и радовало, воспоминания о сбывшемся и не исполнившемся, надежды и чаяния – всё там, в этом парке. Всё в прошлом. А сегодня – только шум старого парка, внимать которому можно лишь со стороны.  

Но ощущения пустоты и бессмысленности в картине нет. Эту жизнь человек проживал в полную силу. И хотя сегодня почти вся она там, за рекой (поневоле вспоминается Стикс), настанет день, когда и старик проследует по скрытой в глубине парка тропинке, которая сегодня не приглашает ни его, ни зрителей углубиться в эту чащу.

Талант Аполлинария Ванецова как пейзажиста в этой картине выражен в полной мере. Иной раз критики упрекали его в чрезмерной тщательности – любовь к науке и классификациям, бывало, шла в ущерб живости изображения. Но в данном случае такие упреки вряд ли были бы уместны, картина оставляет цельное впечатление.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии