войти
опубликовать

Жерар
Делабарт

Россия • родился в 1730

Биография и информация

Художник второй половины XVIII ― начала XIX в. Французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810. Ученик живописца Жан-Мари Вьена. Сведения о нем незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года: во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города. Писал маслом и акварелью многочисленные виды Москвы, с большой точностью и художественным мастерством запечатлел характерный для конца XVIII в. облик архитектурного ансамбля Кремля и его древние памятники, в том числе ныне утраченные («Вид от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского»). Среди картин Делабарта — панорамы, закрепившие основные, наиболее впечатляющие и эффектные виды города, в том числе виды в разные стороны с одной точки зрения, создающие своеобразную живописную топографию города («Вид на Кремль от Каменного моста», «Вид на Москворецкий мост и Кремль», «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни», «Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста», 1797, «Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Каменного моста»). Светлые, яркие и нарядные по цветовому строю городские пейзажи Делабарта с большой живостью и разнообразием передают жизнь на московских улицах, протекающую в обрамлении величественных или неповторимо-своеобразных зданий («Вид Красной площади в Москве», 1795, «Вид Серебреннических бань»), со множеством остро схваченных занимательных подробностей воссоздают наиболее колоритные народные увеселения; на них запечатлены представители различных сословий, своеобразие их облика и костюмов («Лубяные горы на Неглинной улице», 1795, все перечисленные картины — в Русском музее). Произведения Делабарта приобрели большую популярность и распространялись в виде гравюр, иногда подцвеченных акварелью («Моховая улица и дом Пашкова», Литературный музей А.С. Пушкина в Москве).