Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей

Бар в Фоли-Бержер

Предложить название
1882, 97×130 см • Масло, Холст

Описание картины «Бар в Фоли-Бержер»

После 20 лет насмешек и травли Эдуар Мане получил в этот год долгожданный Орден Почетного легиона и возможность показывать свои произведения на французском Салоне без одобрения жюри, «вне конкурса». Но даже эти почести не сделали Мане понятным для современников. Художнику оставалось жить всего год, он страдал от мучительных болей, проходил изнуряющие лечебные процедуры и не мог подолгу работать, портреты и натюрморты все чаще рисовал пастелью, забрасывал начатые работы и не в силах был вернуться к ним по несколько месяцев.

В этом состоянии Мане пишет свою самую загадочную картину, новые толкования к которой предлагают арт-критики до сих пор – «Бар в «Фоли-Бержер». Мане редко требует сюжетной и символической трактовки образов – многие элементы на его картинах появлялись лишь потому, что того требовал живописный закон произведения. Мане часто играл с фактурами и цветами, а не рассказывал истории. Но только не в этой картине.

Пространство, созданное Мане в этой картине, совершенная иллюзия, нереальность которой начинаешь осознавать, только когда вглядываешься в нарочитые несоответствия.

Питерский искусствовед Илья Доронченков предлагает начинать список загадок картины прямо с жанра. Портрет? Похоже, но слишком сложно для портрета, хоть на нем и изображен конкретный человек – барменша Сюзонн, которую завсегдатаи «Фоли-Бержер» хорошо знали. Для бытовой сцены здесь тоже слишком много загадок-отражений: зеркало, отражающее толпу, бутылки, отражающиеся в зеркале в неправильном порядке, отражение мужчины, на месте которого по логике стоим именно мы, зрители. Держитесь крепче, мы стоим в воздухе! В зеркале это видно.

Все эти оптические иллюзии заставляют взгляд зацепиться и идти дальше – искать несоответствия психологические. Привлекательная девушка за барной стойкой – это маркетинговый ход подобных увеселительных заведений. Своим видом она должна остановить проходящего и заставить его купить бокал шампанского, но она смотрит сквозь нас, она отрешена и выключена из происходящего. А вот в отражении она же, но совсем с другими очертаниями фигуры, более плотная и округлая, ведет себя так, как должна бы, или так, как вела себя минуту назад – наклоняется к мужчине.

Социальные искусствоведы ищут в ее образе схожесть с товаром, который продается так же, как и выпивка в баре, а в ее грусти находят реакцию на такое положение. Классическое искусствоведение видит в положении ее рук аналогии с древними изображениями Божьей матери и Христа. Но ни одно предположение не подтверждается самим художником и не оказывается очевидным. Он взывает к активности зрительского взгляда, не давая ответов на наши вопросы.

Мане 20 лет только тем и занимается, что меняет глаза зрителя, растит в них новое восприятие живописи. И в конце жизни художник создает произведение, которое запустит новый процесс в отношениях между творцом и зрителем – совместное творчество и создание смыслов.

Кстати, годом ранее Мане набросал этот бар с другой героиней - в 2015-м эскиз был продан за $ 26,6 млн.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Эдуар Мане. Хороший стакан пива
  • Эдуар Мане. Испанский балет
  • Эдуар Мане. Мертвый тореадор
Эдуар Мане
12 работ • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Портрет Эмиля Золя
  • Эдуар Мане. Улица Монье с флагами
  • Эдуар Мане. В лодке
Мане Эдуард
Собирает Алиса Сидорова
8 работ • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Перед зеркалом
  • Эдуар Мане. Бар в Фоли-Бержер
Эдуар Мане
2 работы • 0 комментариев
  • Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Вывеска: Чай - пиво
  • Жан-Франсуа Рафаэлли. Богема в кафе
  • Хосе де Рибера. Пьяный Силен
Хмельная подборка
63 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эдуар Мане. Стефан Малларме
0
Стефан Малларме
Эдуар Мане
1876, 27.5×36 см
Эдуар Мане. Гвоздики и клематис в хрустальной вазе
3
Гвоздики и клематис в хрустальной вазе
Эдуар Мане
1882, 56×35.5 см
Эдуар Мане. В саду вокруг дома Мане
1
В саду вокруг дома Мане
Эдуар Мане. Букет сирени
10
Букет сирени
Эдуар Мане
1883, 54×41 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP