Регистрация

Железная дорога

Предложить название
1873, 93×114 см • Масло, Холст

Описание картины «Железная дорога»

Трудно узнать в прилично одетой даме с ребенком ту самую скандальную натурщицу, которая позировала Эдуару Мане для «Олимпии» и «Завтрака на траве». Разве что прямой вызывающий взгляд ее выдает. Но это действительно она, Викторина Меран.

Викторина Меран вернулась неожиданно. 6 лет о ней не было ничего слышно, никто не знал, куда она исчезла. Говорили, что все эти годы любимая натурщица Мане прожила в Америке. Бросать ей в Париже было нечего, жалеть тоже не о чем: нищета, мечты об актерской славе, гитара и несколько художников, которые готовы платить за то, что она раздевается в их мастерских. Поэтому Викторина рванула за океан, не раздумывая, за какой-то страстной роковой любовью. А вернувшись, опять согласилась позировать Мане. Правда предупредила, что на этот раз у нее совсем другие планы, позирует по старой дружбе и искренней сердечной привязанности, но уже готовит первые картины в Салон и тоже, да-да, стала художницей.

В «Железной дороге» она наконец-то прилично одета, да и вообще просто одета. Вместо злополучного черного кота, который вызвал бурю возмущения у критиков и зрителей, Мане возвращает ей на колени мирно спящего щенка. Собака, символ преданности и верности, спала на кровати тициановской «Венеры урбинской», и была безжалостно заменена в «Олимпии» Мане на выгнувшего спину шипящего черного котенка. Кошка – это возмутительно, воплощение изменчивости, вожделения, ведьмовской натуры и, наконец, порочности, она стояла у ног обнаженной Олимпии и шипела на зрителя.

Картину приняли в Салоне в 1874 год, в тот самый год, когда в ателье фотографа Надара состоялась первая выставка импрессионистов. В «Железной дороге» все было пристойно – и ничего не сбивало зрителя с благочестивых мыслей. Но над Мане снова смеялись.

Современному зрителю трудно понять, что смешного видел карикатурист или журнальный критик в этой картине. Их выводила из себя абсолютная бессюжетность и нелитературность изображенного: то ли портрет, то ли жанровая сцена, железная дорога, а поездов не видно. Так смотрят на магазинные вывески из проезжающей кареты, а не на женщину с ребенком. Говорили, что картина схематична, а перспектива бездарно искажена, переднее пространство будто кто-то сжал и впечатал в железные прутья ограды.

Это последняя картина, для которой Викторина Меран позировала Мане. Потом ее принимали несколько раз в Салоне, а потом перестали, позже она пристрастилась к выпивке, стала жить с юной натурщицей, играла на гитаре у входа в парижские кафе, продавала рисунки их нетрезвым посетителям. А после смерти Мане написала письмо его вдове, в котором попросила выдать ей процент от продажи картин с ее изображением. Утверждала, что Эдуар обещал с ней поделиться, когда наконец-то прославится и начнет зарабатывать. Не известно, как отреагировала мадам Мане на письмо Викторины. Известно только, что в 1898 году «Железная дорога» была продана за 100 тысяч франков американцу Генри Осборну Хэвемайеру, принадлежала его потомкам до 1956 года и ими же была передана в дар Национальной галерее искусств Вашингтона.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Элизабетта Сирани. Святой Иоанн Креститель
  • Жан Оноре Фрагонар. Читающая девушка
  • Альфред Сислей. Наводнение в Пор-Марли
Великое
Собирает Svetlana Girard
14 работ • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Розы в вазе
  • Эдуар Мане. Сливовица
  • Эдуар Мане. Портрет дамы
Эдуар Мане
19 работ • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Балкон
  • Эдуар Мане. Испуганная нимфа
  • Эдуар Мане. Завтрак на траве
Эдуар Мане (импрессионист)
4 работы • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Железная дорога
  • Эдуар Мане. Бар в Фоли-Бержер
  • Эдуар Мане. Олимпия
Эдуар Мане
Собирает Olha Yankelevych
3 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эрнст Людвиг Кирхнер. Танцующая пара
5
Танцующая пара
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Гармония желтого и золотого: Золотая девушка Конни Гилкрист
4
Гармония желтого и золотого: Золотая девушка Конни Гилкрист
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Гармония в сером и зеленом: Портрет мисс Сесили Александер
5
Гармония в сером и зеленом: Портрет мисс Сесили Александер
Эдгар Дега. Сидящая женщина с вазой
3
Сидящая женщина с вазой
Эдгар Дега
1872, 75×54 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP