войти
опубликовать

Петр
Васильевич Басин

Россия • 1793−1877

Биография и информация

Является учеником профессора В. К. Шебуева. Басин провёл 11 лет в Риме. Написал около сотни картин, наилучшие принадлежат Академии художеств. По возвращении в Санкт-Петербург в 1830 году признан академиком за картину «Сократ спасает Алкивиада», скоро затем начал преподавать, а в 1836 г. получил звание профессора. В 1869 году оставил кафедру. Им написано множество портретов, аллегорических фигур, украшающих залы Зимнего дворца, но известность ему создали работы в области религиозной живописи. Так, замечательно написанное им на полусводе над алтарем академической церкви «Сошествие Святого Духа на апостолов». Кроме того, им написано до 40 образов и религиозных картин для Исаакиевского собора.

Сын чиновника, родился в Петербурге. В 1811 году поступил вольнослушателем в Академию художеств. Его учителем был В.К.Шебуев. Картина "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" принесла художнику известность и академический пенсион для поездки за границу.

С 1819 по 1830 год он работал в Италии. Копии с ватиканских фресок Рафаэля "Изведение апостола Петра из темницы", "Боллсенская месса", картины "Фавн Марсий учит молодого Олимния игре на свирели", "Сусанна, застигнутая старцами в купальне", "Разбойник, похищающий девушку от ее матери", "Фраскатанские игроки", "Итальянский пейзаж" - далеко не полный перечень работ талантливого художника, выполненных в этот период.

В 1830 году за картину "Сократ при осаде Потидеи спасает Алкивиада" Басин получил звание академика. В том же году художник вернулся в Петербург.

В 1830-е годы он пишет для Зимнего дворца сорок мифологических фигур и плафон для дворцовой церкви. Орден св. Владимира 4-й степени и золотая медаль, отчеканенная в память восстановления дворца после пожара, - награда художнику за эти работы. Одновременно он выполняет другой значительный заказ - художественную композицию для алтарной части Казанского собора.

В 1831 году Басин - профессор II степени по классу исторической и портретной живописи Академии художеств. На протяжении сорока лет он занимался педагогической деятельностью.

С 1843 по 1855 год П.В.Басин работал над живописным оформлением Исаакиевского собора.

Для придела св. Александра Невского им созданы росписи "Господь Вседержитель, несомый ангелами", "Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества", "Победа св. Александра Невского над шведами", "Христианская кончина св. Александра Невского", "Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году".

Для придела св. Екатерины Петр Васильевич написал "Взятие на небо Богоматери", "Страдания великомученицы Екатерины", "Страдания великомученика Георгия", "Отречение от всех благ великомученицы Варвары".

Кисти П.В.Басина принадлежат изображения святых в парусах под малыми куполами этих приделов.

Но самой значительной работой художника в Исаакиевском соборе по праву считается роспись "Нагорная проповедь" в аттике центрального трансепта южной стены. Вместе с тем Басин блестяще завершил начатые заболевшим К.П.Брюлловым росписи, находящиеся под центральным куполом. Он скрупулезно следовал эскизам и картонам Брюллова, придерживаясь выбранного автором колорита.

За работу в соборе художник был награжден орденом св. Владимира 3-й степени и золотой медалью на Андреевской ленте. Через год после завершения росписей Исаакиевского собора Басин был возведен в звание заслуженного профессора.

Последними известными его произведениями являются написанные в 1867 году картоны для храма Христа Спасителя в Москве.

Из-за болезни Басина завершил росписи академик живописи А.Кошелев, так же как в свое время Басин выполнил росписи по картонам Брюллова для Исаакиевского собора.

В 1869 году Басин в чине действительного статского советника вышел в отставку.

Умер художник в Петербурге.