войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Alexander
Samvel

Россия • Екатеринбург • родился в 1965 • художник

Биография и информация

АЛЕКСАНДР САМВЕЛ
скульптор
член Союза художников России

Родился 1 апреля 1965 года в г. Баку.
С раннего детства, посещая кружок скульптуры во Дворце пионеров и школьников им. Юрия Гагарина, он знал, что скульптура – это то, чем он хочет заниматься всю жизнь. В одиннадцать лет Александр Самвел стал учеником одного из талантливейших скульпторов Баку – Рафаэля Акопова (Члена Союза художников СССР). Именно ему мастер передал то, что знал и чувствовал сам. Был бы жив сегодня его учитель – он бы гордился своим учеником, ни разу не изменившему своему призванию и не разменявшему талант на деньги.
После восьмилетки, в возрасте 15 лет, Александр поступил в Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова на факультет скульптуры. Дипломная работа по окончании училища была оценена на «отлично».
Затем была служба в армии в г. Коврове в 53-й гвардейской Московско-Тартуской Краснознаменной учебной мотострелковой дивизии. Пройдя «учебку» был оставлен в дивизии, стал командиром отделения в звании сержант, механиком – водителем II класса БМ -578. Награжден нагрудным знаком «Отличник СА».
Демобилизовавшись в 1987 году, Александр почувствовал изменения в многонациональном городе. Эти изменения явились предтечей перестройки, которая в дальнейшем охватила всю империю. После событий в Сумгаите (февраль 1988г.) и их продолжением в Баку, семья была вынуждена покинуть Баку, временно перебравшись в Армению.
В Ереване Александр, несмотря на тяжелое материальное положение, решает продолжить образование и в 1989 году поступает в Ереванский художественно - театральный институт на факультет скульптуры в мастерскую Саркиса Багдасаряна – народного художника Арм.ССР. Дипломная работа по окончании института бы оценена на «отлично».
Начав учиться в институте, Александр параллельно работал на фарфоровом заводе, где подружился с главным технологом и главным художником завода. Они с радостью восприняли молодого энтузиаста – скульптора, который рассказал им о своей мечте – получение скульптуры из фарфора, исключающей тиражирование при помощи сложных технологических приемов. Всего этого он хотел добиться за год. Старшие товарищи с иронией восприняли эту идею, пытаясь обьяснить, что для воплощения этой идеи нужны годы работы и фарфор это на 99% технологии, а уже затем искусство. Получение не тиражных, а творческих работ почти невозможно, так как из фарфора не лепят, а отливают, а так же многое зависит от химико- технологического процесса и влияния температуры 1200° на изделие – скульптуру. Взаимная симпатия привела к тому, что эти два человека за очень короткое время многому научили молодого скульптора. Благодаря их знаниям, доброму отношению и одержимости молодого скульптора удалось сделать невозможное - получить бескаркасную скульптуру в технике лепного фарфора.
После страшного землетрясения в Спитаке, Кировакане и Ленинакане 7 декабря 1988 года, энергетической и экономической блокады, в которой оказалась Армения, Александр в 1993 году приезжает в Екатеринбург, уйдя в академический отпуск в институте. В Екатеринбурге создает мастерскую, где продолжает работать и экспериментировать с фарфором. В мастерской строит печку для обжига фарфора, аналогичную немецкой печке Naber, на которой работал на Ереванском фарфоровом заводе. Благодаря сырьевой базе, которая была на Урале (Богдановичский и Сысертский фарфоровые заводы, завод керамических изделий) и в России, Александр возобновляет свою творческую деятельность и создает ряд сложных философских композиций на библейские темы, а также посвященные образам мировой литературы и философской теме пограничья, следуя идее символизма в скульптуре.
Распад СССР продолжился, и эхо перестройки докатилось до Урала. С началом приватизации Александр теряет мастерскую, в которую вложил душу и свои материальные средства. Перед ним остро встает вопрос - оставаться в России или нет. Видя, как многие покидают страну, он принимает решение остаться. Чтобы пройти весь путь до конца, понять, что произойдет с его Родиной и многонациональной культурой. Чтобы видеть, слышать и чувствовать в унисон со временем, в котором он живет, говорить на языке, на котором мыслит.
В «лихие» 90-е скульптор, потерявший свою мастерскую, приобретает с аукциона аварийное здание, сносит его и строит новую музей - мастерскую, на втором этаже которой расположились его работы, а также коллекция собранной им живописи.
С 1998 года член Союза Художников России. Участник творческих выставок, отмечен Правительственными наградами. Работы находятся в государственных музеях Ирбита и Н. Тагила, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Об Александре Самвеле на СГТРК снят документальный фильм «Вавилонский странник».
Спустя годы он скажет: « Если веришь в добро, то на твоем жизненном пути встречаются добрые люди, несмотря на тяжелые обстоятельства. Они способствуют воплощению творческой мечты – композиции. Я не жалею о том, что со мной произошло. Если бы меня вернули назад в начало моего пути – я бы вновь выбрал эту дорогу. Благодаря этому я пришел к тем композициям, которые имею. До глубины души осознал те духовные основы, которые питают и обогащают разнонациональную империю и влияют на творца в любой сфере его деятельности. Родившись и воспитываясь в атеистическом обществе, находясь между двух великих религий (христианство и ислам), мой путь привел меня к единому Господу, который не имеет национальности. Все мы дети чего-то большего вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз».

  • Работы понравились
    1 пользователю
  • Стили
    Классицизм
  • Виды искусства
    Скульптура
  • Сюжеты
    Религиозная сцена
  • Творческие объединения
  • Учеба