войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Олег
Алексеевич Дмитриев

Россия • Москва • 1913−2009

Биография и информация

Дмитриев Олег Алексеевич, советский, российский художник, родился 26 марта 1913 года в Саратове. В 1942 году окончил Московский Государственный художественный институт. Скончался 19 августа 2009 года Расцвет его творчества пришелся на сороковые-восьмидесятые годы двадцатого столетия. Но кисть с красками не выпускал он из рук до глубокой старости и владел ею лучше, чем пером с чернилами. Большую часть своего творческого наследия он оставил людям, передал музеям, картинным галереям нашей, когда-то большой Родины. Только Соликамскому краеведческому музею Олег Алексеевич и его супруга, Валентина Васильевна Данилова, подарили более трехсот своих лучших работ. Кроме того, работы их хранятся в Музее Истории и Реконструкции Москвы, Чувашском, Нижегородском художественных музеях, в Саратовском Государственном Литературном музее имени Чернышевского, в Государственном краеведческом музее города Березники. И это далеко не полный список культурных учреждений, которым он дарил свои работы. В 13 выпуске «Единого художественного рейтинга», Олегу Алексеевичу Дмитриеву присвоена категория 4А (профессиональный художник с творческим потенциалом.

Подробная биография

Отец Олега, Алексей Евдокимович Дмитриев, родился в крестьянской семье села Дубасово Саратовской губернии. В жизни его родителей, в недалеком прошлом крепостных крестьян, с выходом на волю больших изменений не произошло. Устоявшийся порядок нарушил Алексей, в двенадцать лет сбежал из дома и нанялся помощником кочегара на железнодорожной станции в Саратове. О том, как подросток из деревни, где избу топили «по-черному», сумел получить образование и стать известным во многих городах России, изобретателем, сведений не сохранилось.

Отец Аделаиды, обедневший дворянин, Гаврила Константинович Бутковский по недоразумению, оставшийся без средств к существованию, не сразу нашел интересную высокооплачиваемую работу. Везение пришло, когда ему предложили занять должность учителя и директора во вновь открывшейся школе, где собирались готовить высококвалифицированных рабочих. Мама Аделаиды, Елизавета Витман, вела хозяйство, растила детей и шила шляпки, которые продавались в ее небольшом магазинчике. Аделаида с раннего детства отличалась незаурядными музыкальными способностями, но высот достичь ей не удалось, в шестнадцать лет она стала учительницей музыки.
Алексей и Аделаида познакомились случайно, через общего знакомого. Сблизила их музыка. Алексей неплохо пел, вместе с Аделаидой разучил и не один раз исполнил весь, модный в то время репертуар. Но создание семьи с дворянкой-бесприданницей оказалось для него задачей непростой. Другие невесты были на примете у родителей: купеческая дочь, поповна. Смирились они только после появления внуков. В 1910 году родился Леонид, в 1913 – Олег. Детей Алексея бабушка полюбила, заботилась о них, баловала.

В 1916 году Алексей с семьей переехал в Абхазию. Здесь, в скромном домике с участком, благополучно прожили они самые трудные годы, земля, как известно, кормит. Дети росли в достатке, любви и внимании взрослых. У Олега рано проявились способности к рисованию. Дикая природа, среди которой он взрослел пробуждала фантазию, развивала воображение. Выразить свое мировосприятие он пытался рисунками, раскрашивал их соком цветов и ягод. Но яркие краски быстро превращались в грязные пятна. Как самому изготовить настоящие краски он узнал, когда во время учебы в Сухумском индустриальном техникуме, увлекся химией. Опыт, приобретенный во время работы в химической лаборатории, пригодился ему и при изготовлении первых офортов. Собрать печатный станок ему помог брат, Леонид, а руководила процессом подруга юности, Валентина Данилова. В начале тридцатых она уже окончила Тифлисскую художественную студию профессора М. И. Тоидзе и Тифлисскую академию художеств под руководством Е. Е. Лансере и Н. А. Шарлеманя. Готовые печатные листы и другие работы Олега она показала своему педагогу, профессору Тоидзе, попросила оценить. Моисей Иванович заявил, что молодой человек, которого она опекает, талантлив. Но она, Валентина, должна принять участие в его судьбе, помочь не растерять свой дар.

В 1935 году Олег поступил на четвертый курс Орловского художественного техникума, а через год перевелся на последний курс Московского художественного училища памяти 1905 года.
В 1936 году Олег и Валентина Данилова вступили в законный брак. Их совместная жизнь началась в маленькой комнатке Новодевичьего монастыря, где Валентина жила с мамой.

В 1937 году Олег стал студентом второго курса Московского Государственного Художественного Института изобразительных искусств. Мечтал он о работе с красками, но свободные места были на «графике», а живописи там отводилось достаточно много часов. Последний курс Олег окончил в Самарканде, куда осенью 1941 эвакуировался институт. В 1942 году он возвратился в Москву, и с тех пор работы его стали часто появляться на выставках в столице и других городах Советского Союза. В этом же году он вступил в МОСХ, а в 1946 стал членом Союза художников СССР.
Жил Олег, по-прежнему, в Новодевичьем монастыре. Но В 1945 году вышло распоряжение СНК СССР, по которому Новодевичий монастырь перешел в распоряжение Богословского института и всем посторонним приказано было освободить занимаемую площадь. Новое жилье семья нашла в Малаховке. Здесь, на съемной квартире у Олега началась трудная, но интересная жизнь: путешествия по России, участие в этнографической экспедиции по Киргизии, совместная с Валентиной Васильевной, большая серия работ о жизни и творчестве выдающихся деятелей девятнадцатого столетия: писателей, музыкантов, художников, революционеров.

Среди совместных работ большие полотна: «Художник Федотов в Москве», «Гоголь читает ревизора», «Чернышевский в ссылке».

А у меня много лет хранилась книжка-раскладушка «Мельник, мальчик и осел» с иллюстрациями Олега Алексеевича Дмитриева. Эта восточная сказка в переработке С. Я. Маршака впервые была издана в 1948 году. С тех пор сказка издавалась не один раз, но более интересного оформления ни у одной из них я не видела.

Летом 1951 года у Олега Алексеевича начались путешествия на яхте, создателем которой был Виктор Федорович Болховитинов, авиаконструктор и генерал-майор авиационной службы Советского Союза. В команде, которую он собрал, обязанности были строго распределены. Олегу Алексеевичу досталась роль матроса, но в свободное время он развлекал путешественников приятной музыкой. Один из любимых инструментов: балалайка, мандолина или гитара, сопровождал его во всех путешествиях.

Последнее короткое плаванье на «Фениксе» было летом 1968 года. А 30 января 1970 года Виктора Федоровича не стало. С семьей Болховитиновых, Виктором Федоровичем и Натальей Сергеевной, Олег Алексеевич и Валентина Васильевна познакомились вскоре после войны. Теплые дружественные отношения между семьями сохранялись всю жизнь.
Серию работ, созданных за этот период, Олег Алексеевич и Валентина Васильевна назвали «По водным просторам на яхте «Феникс».

Киргизия. Летом 1955 года Олегу Алексеевичу и Валентине Васильевне посчастливилось принять участие в этнографической экспедиции по Киргизии. Красоту и величие первозданной природы они передали в картинах, рисунках, офортах, но отдельная, большая серия посвящена жизни и быту жителей далеких, затерянных в горах, аулов. Радушие, гостеприимство и порядочность этих людей вызывали у художников уважение и искреннее восхищение.
Работы, созданные под впечатлением от путешествия по Киргизии, Олег Алексеевич и Валентина Васильевна объединили под названием «Киргизская сюита».

Своя жилплощадь

В 1959 году у Олега Алексеевича и Валентины Васильевны появилась постоянная жилплощадь, коммунальная квартира в центре Москвы.

Поездки на малую родину

В январе 1963 года Олег Алексеевич, впервые за много лет, посетил свою малую родину. Случилось это из-за тяжелой болезни и кончины его матери, Аделаиды Гавриловны. После этого печального события Олег Алексеевич и Валентина Васильевна стали частыми гостями его брата, Леонида. Приезжали они, обычно, осенью, а в Москву возвращались в конце декабря. Но иногда, пережив зимнюю слякоть, встречали весну, наслаждались пробуждением природы, теплым солнцем. Серию картин этого периода Олег Алексеевич и Валентина Васильевна собирали под серией «Сухум». Большая часть из них была передана в фонд Соликамского музея.

Таруса

Зиму Олег Алексеевич и Валентина Васильевна часто проводили в живописных окрестностях Тарусы. Здесь, в доме творчества МОСХ, у них были все условия для отдыха и плодотворной работы: двухкомнатный номер со всеми удобствами, трехразовое питание, мастерская, где можно работать, когда на улице очень холодно. Но они сами составили для себя распорядок дня и не отступали от него ни на шаг. В своих записках Валентина Васильевна рассказывала: «Наш рабочий день распределялся так: с утра, позавтракав, мы шли работать на природе. Даже сильный мороз не мог удержать нас в мастерской… Мы шли подальше от дома и найдя хорошее место, начинали работать… Работали до обеда. Холода я не замечала. Но в конце работы я уже не могла без помощи Олега сложить папку, карандаши. Руки немели от холода.»

А по вечерам творческие люди собирались в большом зале, где всегда было весело и интересно. Как не правы те, кто считает, что художник должен быть голодным! Серия зимних пейзажей, созданных в комфортных условиях, это опровергает!
Серию зимних пейзажей и офортов художники назвали «Таруса».


Увлечения Олега Алексеевича

За время путешествий по России Олег Алексеевич увлекся творчеством народов России. Собралось у него много интересного: эскизы костюмов, бытовая утварь и другие удивительные изделия из дерева. Особенно мне запомнился медведь с балалайкой. А на своей балалайке Олег Алексеевич развлекал гостей русскими народными песнями. В начале шестидесятых у него появилась мандолина. Началось увлечение с модной, в то время «Индонезии», а потом все заполнила итальянская классика, слушать ее можно было без конца. Но через несколько лет место ее заняла скрипка. Владел этим сложным инструментом он вполне профессионально, в репертуаре – Сен Санс, Римский Корсаков. Продержалась скрипка недолго, во время одной из поездок в Сухуми, ему пришлось отказаться от нее. Голос ее заглушал многоголосный хор собак из соседних дворов. Оставшись без музыкального инструмента, Олег Алексеевич решил попробовать себя в роли мастера по изготовлению гитар. Поводом для нового увлечения стало полено шелковицы, которое он случайно обнаружил у нас в саду. Вот, как Валентина Васильевна подписала рисунок, на котором запечатлела Олега с его первой гитарой: «… он начал сам делать гитары. Разные. На все случаи жизни. Искал новые формы. Одна получалась лучше другой …».
Музыкальные предпочтения у Олега Алексеевича менялись, но с Пушкиным он не расставался никогда. Лирические стихи, поэмы, проза, все это он мог прочесть наизусть или пересказать близко к тексту. В час грусти и печали у любимого поэта он находил строки, созвучные настроению. В последние годы сознательной жизни часто повторял:

«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет…»

Михайловское, родовое имение матери Пушкина, было любимым местом его паломнических поездок. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» надолго не отпускал, возвращал вновь и вновь. И не напрасно! Всегда он открывал здесь для себя что-то новое. И даже, когда поездки стали бывать реже, а потом и вовсе прекратились, он не утратил огромный интерес к жизни и творчеству своего кумира. Друзьям Пушкина: няне, Дельвигу, Кюхельбекеру Олег Алексеевич посвятил серию больших полотен. А потом задумался о портрете Анны Вульф, девушки, которая всю жизнь безответно любила Александра Сергеевича. Прежде, чем взять в руки кисть с красками, Олег занялся поисками ее портрета. Но довольствоваться ему пришлось небольшим медальоном и описаниями современников. Но от задуманного он не отказался, огромный эмоциональный подъем не покидал его во время этой работы. А выписать ее лицо помог случай, который иначе, чем мистикой, назвать трудно. Никому, кроме меня, «даже Леньке», так он называл брата, об этом он не рассказывал. Загадочен и сюжет картины: Анна сидит у окна, перебирает исписанные листочки, а за окном Пушкин, вернее его силуэт.

Серию работ, посвященных Александру Сергеевичу Пушкину Олег Алексеевич и Валентина Васильевна назвали «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

Соликамский музей.

С выходом на пенсию Олег Алексеевич стал все чаще задумываться о судьбе трудов всей жизни, его беспокоило, что картины могут попасть в плохие руки. И случайно узнал, что вдова известного художника, Михаила Степановича Богоявленского, исполнила волю покойного мужа, передала краеведческому музею Соликамска его картины, а сама занялась работами по обустройству художественного отдела, который в то время там создавался. Олег Алексеевич и Валентина Васильевна последовали ее примеру, передали в фонд музея 50 своих ранних работ и с большим энтузиазмом занялись благоустройством филиала. Всего в его фонд они передали более трехсот своих лучших работ. Администрация города не раз отмечала их заслуги, награждала, присвоила звание почетных граждан Соликамска.

В 1998 году после смерти супруги, Валентины Васильевны, Олег Алексеевич вступил в брак с Астаховой В. В., женщиной, которая добивалась его много лет. В 2003 году у Олега Алексеевича случился инсульт, из-за чего последние шесть лет жизни он прожил в затуманенном сознании. Заключение о недееспособности было сделано на основании заключения института Сербского уже после его кончины. Олега Алексеевича не стало 19 августа 2009 года.

Составитель Дмитриева Е. Л. Статья составлена на основе моих личных воспоминаний, рассказов Олега Алексеевича и его брата, Леонида, а также были использованы записки Валентины Васильевны, ее комментарии к фотографиям.