войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Антон фон
Марон

Австрия • 1733−1808

Он учился в Венской Академии, и в 1755 поехал в Рим, где оставался до конца своей жизни. С 1756 до 1761 он был первым учеником и помощником Антона Рафаэля Менгса. В 1765 он женился на сестре Менгса, художнице-миниатюристке Терезии Конкордии Менгс. Хотя он получал много заказов на работы такого типа, истинные шедевры творчества Марона лежат в области портретной живописи. Наряду с Помпео Батони, Марон был самым знаменитым портретистом 18-го столетия в Риме. Он получал огромное число заказов от принцев, дипломатов и церковных сановников, от английских аристократов, посещающих Рим. Марон рисовал заказчиков в «стиле Батони» – обычно в натуральную величину, в изящных фешенебельных нарядах, на фоне классических скульптур и видов Рима.

Австрийский живописец, работал в Австрии и Италии. Учился сначала у К. Нигхема (или Айгена) в Вене, продолжал художественное образование в 1755—1761 в Риме, обучаясь у А. Р. Менгса. Был женат на его сестре Терезе, художнице-миниатюристке. Помогал Менгсу в работе над росписями церкви Св. Эусебио в Риме, виллы кардинала Альбани (1761). Марон хорошо владел техникой фрески. Унаследовав манеру позднебарочной австрийской живописи, он трансформировал свой стиль в духе римского неоклассицизма. Писал станковые полотна и фрески на сюжеты из древней истории и мифологии, но главным образом был известен как портретист.

В традиции неоклассицизма трактована художником сцена на сюжет из Энеиды Вергилия — Возвращение Ореста (1786, Хьюстон, Музей искусств). Фигуры сына Агамемнона — Ореста, Электры, Клитемнестры, Пилада изображены бурно жестикулирующими, на фоне статуи сидящего Аполлона, найденной в 1768 в Геркулануме. Эпизод из античной литературы, который любили изображать мастера барокко, Марон трактует по-новому, используя приемы неоклассицистической живописи, придавая фигурам сходство с античной скульптурой, четко выделяя центральную группу персонажей, строго организуя композицию. Для казино виллы Боргезе в 1784—1785 был создан цикл фресок со сценами из Энеиды. Сюжеты декоративных росписей художник часто повторял в маленьких станковых полотнах (Анхиз и Эней, Смерть Дидоны, Возвращение Ореста, все — 1787, Рим, галерея Боргезе), одним из заказчиков которых был кардинал Дориа.

В 1784 стал членом Академии Св. Луки. После отъезда в 1781 А. Р. Менгса в Мадрид позиции Марона в Риме еще больше укрепились. О его славе портретиста свидетельствует тот факт, что П. Батони заказал ему в 1779 свой портрет и портрет жены. Сам Марон порой подражал Батони. Он любил изображать знатных заказчиков на фоне римского пейзажа, античных построек. Таков его Портрет Элизабет Харвей, четвертой маркизы Бристольской (1778, Вена, Музей истории искусства; 1779, частное собрание), Супруга известного деятеля католической ирландской церкви приближенного английского короля, изображена сидящей в кресле, в красивом наряде, отделанном черным кружевом. Темный фон портрета эффектно оттеняет изысканную красочность ее платья. В 1787 Марон исполнил Автопортрет (Флоренция, галерея Уффици), представив себя за работой в мастерской. В 1787—1794 им были написаны еще четыре автопортрета. Последний из них, датируемый 1794 (Берлин, Гос. музеи), самый удачный, в нем наиболее глубоко раскрыт характер художника. Среди работ Марона есть и парадные портреты, в которых прежде всего подчеркнуто аристократическое происхождение моделей, пышный антураж (серия портретов нобилей Генуи, 1791—1792; Дож Микеланджело Камбиазо, частное собрание). Марон после смерти А. Р. Менгса продолжал его работы. Издал с К. Бути гравюры с фресок виллы Негрони.

Перейти к биографии