войти
опубликовать

Иван
Генералич

Хорватия • 1914−1992
Иван Генералич: (хорв.: Ivan Generalić; 21.12.1914, Хлебине, Хорватия — 27.11.1992, Копривница). Хорватский художник, представитель «наивного» искусства, основатель Хлебинской школы живописи.

Особенности творчества художника Ивана Генералича: Герои Генералича — это крестьяне в своих ежедневных заботах, на работе и отдыхе, в доме и на природе. Часто он изображал простые сельские дворы в разные времена года, домашний скот и весь тот неприхотливый быт, который окружает жителей деревень. Именно эта неприхотливость и детская непосредственность в изображении любого, даже трагичного сюжета стала той чертой, благодаря которой знают Генералича. Его искусство художника развивалось: от простого изображения жанровых социальных сценок — к созданию атмосферы и настроения за счет особого колорита и своеобразного построения пейзажа. Автор выставлялся в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе и других мировых столицах.

Известные картины художника Ивана Генералича: «Остров», «Деревенские заботы», «Овцы у Эйфелевой башни», «Адам и Ева», «Под грушей».

Первые краски


Иван Генералич родился 21 декабря 1914 года в селе Хлебине на территории Хорватии, которая в то время еще была частью Австро-Венгерской империи. Его родители — небогатые крестьяне Матэ и Тереза, занимались сельским хозяйством. У Ивана было два младших брата, один из которых умер в младенчестве, а другой стал скульптором.

Иван учился в простой сельской школе, но с самого раннего возраста интересовался именно рисованием. Родители — простые сельские люди— не могли, да и не думали о том, чтобы обеспечить сына необходимыми материалами для любимого дела. Так что мальчик самостоятельно «изобретал» инструменты для рисования из веточек и угля. Краски он добывал особо интересным способом: на Рождество было принято украшать ель цветами из цветной бумаги. Остатки этой бумаги он вымачивал в воде — так и получался пигмент, которым он мог раскрашивать рисунки. А плотная бумага служила кисточкой.

Крсто Хегедушич – живописец и гравер, а в то время еще студент Академии художеств, – помог миру открыть Ивана Генералича. Иван, благодаря ему, будучи пятнадцатилетним подростком, начал регулярно рисовать, а затем уже выставляться как «взрослый» художник. Первая его выставка прошла в 1931 году в Загребе.

Жизнь как искусство


В 1932 году Генералич принимает участие в IV выставке группы «Земля» в Загребе. «Земля» – так назывался коллектив художников, тяготеющих к крестьянскому искусству, усматривавших в нем истинно народные истоки. Через два года автор снова выставляется там же уже с новыми, еще более интересными работами, которые замечают как зрители, так и критики. Год за годом он развивает собственную технику и совершенствуется как мастер. Масло на стекле — именно такое необычное сочетание становится излюбленным для Ивана Генералича.

В 1934 году он женится на Анке Коларек – дочери почтальона из родного Хлебина. И снова идет череда выставок в Белграде и Загребе. Критика становится более активной, более разрозненной. Искусствоведы неоднозначно воспринимают его работы. Одни называют их «дегенеративный примитивизмом», другие же находят черты подлинного искусства.

Середина 1930-х годов — время активного развития крестьянского искусства: художники старались убедить общество, что талант и способность к творческому труду не зависят от происхождения и образования. Многие были убеждены, что такие «сельские» авторы без учебы в «академиях» изображают действительность куда более правдиво и честно, чем заслуженные мэтры.

В 1936 году в семье художника родился сын Йосип, который в будущем пойдет по стопам отца и станет художником. В этом же году Иван Генералич участвовал в первой выставке хорватских крестьянских художников. С этого момента начались его персональные выставки. Он стал уважаемым и узнаваемым автором, однако он продолжает жить в деревне и заниматься сельским хозяйством.

В 1940 году была создана его знаковая, «классическая» работа маслом на стекле - «Остров». На картине в сумрачных предгрозовых тонах — крошечное село с его жителями в процессе обыденных каждодневных дел. Несмотря на темные тона, каждая деталь картины подчеркивает жизненность работы и радостный общий настрой: это ощущение создают уютные покосившиеся домики, белые одежды косарей и яркое белье, беспечно развешанное на заборе.

Творческий успех и Хлебинская школа


Мировая война не меняет направление живописи Ивана Генералича. Он настроен не на боль и смерть, а на жизнь и красоту, оставаясь в своем сельском «заточении». По окончании войны художник собрал талантливую деревенскую молодежь и организовал так называемую Хлебинскую школу живописи. Его родное село из крошечной точки на карте превратилось в художественный центр. Генералич стал учителем для следующего поколения молодых талантов — «наивных» художников. В Загребе была организована Сельская художественная галерея, основой которой служили полотна Генералича. Теперь эта галерея — Хорватский музей наивного искусства.

Художник пробовал себя как монументальный автор, расписывая церковь в городе Мария-Бистрица. Сюжетом его работ было «Бегство в Египет», но росписи так и не были закончены.

Наивное искусство покоряет Париж


1953 год стал одним из ключевых в художественном развитии Генералича. Именно тогда ему удалось организовать независимую выставку в Париже. Так наивное искусство Хорватии стало проникать в широкое европейское пространство. Пять лет спустя его работы вместе с работами Дали, Кандинским и Пикассо увидят на выставке «50 Ans d'Art Moderne» в Брюсселе. Здесь Генералича признают одним из значимых художников первой половины двадцатого века. Несмотря на очевидное мировое признание, преподавание в Хлебинской школе остается важной частью его работы.

В 1960-х он начал сотрудничать со швейцарским торговцем произведениями искусства - Бруно Бишофбергер. В это время идут бесконечные споры по поводу значения и уместности термина «наивное искусство». Тогда же мастер создает свои самые знаменитые и узнаваемые работы: «Адам и Ева», «Деревенские заботы».

В 1975 году умерла его жена Анка. Через пять Генералич женился на Розе Лонкарик, с корой прожил остаток своей жизни.

Художинк всегда активно выставлялся. За всю жизнь Генералич участвовал в сотнях выставках, состоялось 7 персональных выставок. Помимо живописи он работал над декорациями, графикой, и даже проиллюстрировал несколько поэтических изданий. О его творчестве было издано восемь монографий, которые были переведены на несколько языков.

Огромное влияние оказал Генералич на художников, работающих в наивном стиле. Вопреки известному клише, мастер оказался признанным «пророком в своем отечестве», выражавшем мысли и чувства с помощью картин, наполненных светом и воздухом, узорами сказочных извивающихся деревьев, населенных забавными существами и, конечно, людьми.


За вклад в культуру Хорватии Иван Генералич был посмертно награжден орденом Danica, на котором изображен Марко Марулич — хорватский средневековый поэт и гуманист.

Автор: Людмила Лебедева
Перейти к биографии