войти
опубликовать

Ашот
Владимирович Киракосян

Грузия • Тбилиси • родился в 1960 • художник
Когда всматриваешься в картины Ашота Киракосяна, то первое, что приходит на ум, - перед нами медитирующий художник, чьи пейзажи незакончены, чьи образы и персонажи недосказаны, а ритмическая основа композиций выстроена в вариациях некоего поэтического состояния, столь сокровенного и столь рафинированно-изысканного, что трудно сразу дать объективную оценку его творчеству. Зрителю необходимо не один час провести наедине с картинами художника, погрузиться в настроение и состояние этих картин, минималистский изобразительный ряд которых настраивает на созерцание, философские размышления и уход от реальности…
Ашот родился в Тбилиси в семье ювелира. Он имел возможность часто видеть творения отца, вглядываться в сложную и, как ему казалось, таинственную вязь орнаментов украшений, создаваемых отцом. Каждое утро двор его родного дома окутывал туман, потом он исчезал медленно-медленно, открывая землю, деревья, весь мир, а маленький художник уже тогда понял, что он все это хочет рисовать… Отец и мать поддержали сына в его стремлении стать художником.
Ашот отправляется в Москву, поступает в институт им Сурикова, где он проучился 6 лет в живописной мастерской Т. Салахова. В годы становления его как художника он учится цвету у пульсирующей живописи Ван Гога, непосредственности восприятия – у Чонтвари, умению отрешённо созерцать – у Моранди, сюрреализму – у Бунюэля, органично включая все это в собственный стиль. После окончания института он живёт и работает в Москве, вступает в Московский Союз художников. В последующие годы художник работает в своей студии в Тбилиси, потом в Ереване. Ашот много путешествует, пишет с натуры. Натурные вещи - это отдельный особенный раздел его творчества. Именно в натурных зарисовках и этюдах находит он свои сложные, наполненные философскими смыслами и романтическими настроениями, образы.
Из картины в картину перемещает художник в бесконечно варьирующемся пространстве горы и деревья, водную гладь и, редко, человека (часто безликого, но до боли знакомого, как бы вышедшего из снов). Все это сплетается в единый метафизический ландшафт раздумий. Этот ландшафт полон трепета и острого взгляда, он пульсирует и живет отдельной жизнью не только вне судьбы самого художника, но и вне его картин.
Работы разных лет объединяет общая концепция так называемого «туманного периода» , которая является важной составляющей творчества Ашота Киракосяна. К ней художник неизменно возвращается после долгих исканий себя во времени, пространстве и стилистических подходах… И основная тема, как всегда – «Портреты Деревьев».
Дерево – не часть пейзажа, не красивый декоративный элемент картины и совсем не ботаническая категория… Дерево – объект наблюдения, осмысления и изучения, желаниия художника отождествиться с ним, чтобы ощутить дыхание, вибрацию, пластику и сущность, даже в чем-то очеловечить его, постичь суть дерева, его метафизику, его ментальность… Кажущаяся простой, абсолютно ясной, фабула картины предстает как поиск собственного «Я» автора, как ключ к разгадке его сновидений…
Живописный стиль Ашота можно условно охарактеризовать как романтический минимализм в фигуративном направлении современного реалистического искусства.
Лучшим, знаковым работам художника присуща не только творческая зрелость, но и сила чувственного откровения, без чего, по мнению Ашота, нет ни реального, ни искусства…

Перейти к биографии