войти
опубликовать

Янь Либэнь

Китай • 600−673

Биография и информация

Отец и старший брат Янь Либэня были придворными художниками. Юный Янь Либэнь вырос в атмосфере искусства, а после смерти брата занял его должность при императорском дворе. Когда Ли Шиминь еще не был возведен на престол, в 626 году он велел Янь Либэню написать портреты своих 18 сподвижников, которые позднее помогли ему занять престол. В 643 году, уже став императором, Ли Шиминь приказал Янь Либэню написать портреты 20 заслуженных сановников и военачальников. Портреты были вывешены в одном из павильонов императорского дворца - "Линъяньгэ", и о них стали говорить как о "портретной галерее Линъяньгэ". Но хотя Янь Либэнь был человеком широкой эрудиции и занимал видную официальную должность при дворе, однако в глазах императора он мало чем отличался от рядового чиновника.

Янь Либэнь родился в аристократической семье, которая осела в районе Гуаньчжун (это в окрестностях Сианя) за несколько поколений до его появления на свет. Его отец Янь Би был человеком обладавшим многими талантами, и за свою жизнь успел послужить двум династиям – Северной Чжоу (557-578) и Суй (581-618) в качестве эксперта по архитектуре и изобразительному искусству, а также инженера по строительству. В исторических анналах сохранились сообщения, что северочжоуский правитель У-ди (543-578) поклонник живописи Янь Би, выдал за него принцессу, а когда на смену Северной Чжоу пришла династия Суй, Янь Би изготовил «замысловатые и красивые вещи», чтобы доставить удовольствие императору Ян-ди (605-617). Янь Би также занимался организацией императорских торжественных процессий, изобретением оружия и надзором за строительством участка Великой китайской стены.

Оба сына Янь Би – Янь Лидэ (ум. 656г.) и Янь Либэнь (ум.673г.) обучались искусству у своего отца. Братья сделали карьеру, когда в Китае установилась династия Тан (618 – 907), и служили при дворе императора Тайцзуна (627-649). Они принимали прямое участие в строительстве танского императорского мавзолея, и причастны к созданию шести знаменитых каменных рельефов с изображением коней на фронтоне гробницы Тайцзуна. Согласно историческим свидетельствам, рельефы были изготовлены по рисункам Янь Либэня в соответствии с указом Тайцзуна в 637 году (четыре из них ныне хранятся в Музее Сианя, а два в Филадельфии). Эти скульптурные изображения любимых коней императора представляют собой лучшее из дошедших до наших дней каменных рельефов раннего периода Тан. Известно, что братья также совместно писали некоторые картины.

Чжу Цзинсюань сообщает, что при императоре Тайцзуне Янь Либэнь был назначен на должность заместителя начальника ведомства наказаний. Однако главными его занятиями, судя по всему, были различные художественные проекты и живопись. Непосредственно перед восхождением на трон в 626 году будущий император Тайцзун заказал ему портреты восемнадцати знаменитых учёных. Эта работа (стенная роспись) в те времена широко прославлялась, а надпись, сопровождавшая портреты, сочинённая одним учёным, свидетельствовала о желании Тайцзуна посредством этого проекта добиться общественного одобрения своей власти, ради которой Тайцзуну пришлось убить своих братьев и вынудить отца покинуть трон.

В 643 году Либэнь получил императорское поручение написать ещё одну серию портретов, известную как «Двадцать четыре достойных похвалы чиновника во дворце Линъян». К этому произведению император Тайцзун собственноручно приписал панегирик, свидетельствующий о важности этой стеновой росписи для празднования юбилея основания империи Тан. Так же как и портреты учёных, это произведение, прежде чем погибло, просуществовало довольно долго. Сохранился рисунок, сделанный в 1090 году натиранием с рельефа, на котором была выгравирована одна из копий этой росписи. Эта копия могла сохранить некоторые стилистические особенности оригинальной работы. На ней можно видеть изображённых плавной линией четырёх чиновников, каждый из которых держит церемониальную табличку (ху), словно бы присутствуя при дворцовой аудиенции. Они стоят в почти одинаковых позах, тем не менее, можно обнаружить некоторую разницу в пропорциях и чертах лиц. Всё выглядит так, словно художник взял на себя двойную задачу изобразить этих людей одновременно и как физические личности и как символы преданности. Две стенные росписи с групповыми портретами были самыми прославленными работами Янь Либэня.

В связи со службой художника при дворе императора Тайцзуна Чжу Цзинсюань рассказывает грустный исторический анекдот о том, как однажды император в компании с придворными совершал прогулку у озера Сюаньу, наблюдал, как играют на воде утки, и приказал слугам позвать Либэня нарисовать их. Слуги императора были столь неучтивы, что просто крикнули: “Позовите господина художника!” «Либэнь так устыдился, что оставил живопись и завещал потомкам не заниматься искусством» - пишет Чжу Цзинсюань. Живопись Либэнь вряд ли оставил, но среди его потомков художники действительно неизвестны.

В 650 году трон перешёл к сыну Тайцзуна императору Гаоцзуну (650-683). Янь Либэнь служил при нём главным архитектором, затем, после смерти своего брата Лидэ, занял его должность министра общественных работ. Около 669 года он получил пост премьер-министра, а Гаоцзун за верную службу двум императорам пожаловал Либэню титул «барон Болин». В 670 году Янь Либэнь стал главой императорского законодательного управления, а в 673 году скончался.