Регистрация

Прекрасная шоколадница

Предложить название
1745, 82.5×52.5 см • Пастель, Пергамент  • 
Альтернативные названия
  • Шоколадница (фройляйн Бальдауф)

Описание картины «Прекрасная шоколадница»

«Прекрасная шоколадница» (фр. – La Belle Chocolatière, нем. – Das Schokoladenmädchen) – портрет аккуратно одетой красавицы, изящно держащей поднос с чашкой горячего шоколада и стаканом воды, – одна из самых известных работ Жан-Этьена Лиотара и жемчужина Галереи старых мастеров в Дрездене. Картину считали шедевром ещё при жизни художника.

Образ был создан между 1743-м и 1745 годами при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. В то время швейцарский художник находился в Вене, где писал портреты правительницы и её супруга.

3 февраля 1745 года картину приобрёл у Лиотара в Венеции граф Франческо Альгаротти, который был арт-агентом двух монархов – прусского короля Фридриха II и польского короля Августа III Саксонца. Он писал своему другу, искусствоведу Пьеру-Жану Мариетту: «Я купил картину пастелью около трёх футов высотой, написанную знаменитым Лиотаром. На ней изображена молодая немецкая горничная в профиль, несущая поднос со стаканом воды и чашкой шоколада. Картина почти лишена теней, с бледным фоном и светом, который идёт из двух окон, отражённых в стакане. Она написана полутонами с незаметными переходами света и исполнена в совершенстве… и хотя это европейская картина, она может понравиться китайцам, которые, как вы знаете, являются заклятыми врагами теней. Что касается совершенства работы, то это Гольбейн в пастели».

Картина входит в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене с 1855 года.

Кто был моделью для «Прекрасной шоколадницы», достоверно не установлено. Вероятнее всего, это одна из незамужних девушек при дворе, поразившая живописца своей красотой. В те дни было принято призывать ко двору юных прелестниц из семей «низшего» дворянства и делать их компаньонками для дам из «высшего» дворянства.

Очень часто утверждается, что Лиотару позировала Анна (Аннель или Наннель) Бальтауф – дочь обедневшего кавалера Мельхиора Бальтауфа, которую, возможно, пригласили ко двору в качестве такой наперсницы. Молодой князь фон Дитрихштейн, якобы, был поражён её красотой, влюбился и женился – приведя в смятение весь высший свет.

Эту легенду поддерживала американская шоколадная компания Walter Baker & Company, которая использовала «Прекрасную шоколадницу» Лиотара в качестве своего логотипа с 1883 года. В небольшом буклете с рецептами 1913 года было написано: «Неясно, было ли обязанностью Анны подавать шоколад или же она была светской красавицей, которая позировала в таком костюме. Но как бы то ни было, своей красотой она так поразила князя Дитрихштейна, что он женился на ней. Этот брак породил множество разговоров в австрийском обществе. Кастовые предрассудки в Вене всегда были очень сильны, а дочь простого дворянина не считалась подходящей партией для придворного…».

Более романтическая версия этой истории гласит, что молодой Дитрихштейн пришёл в венское кафе чтобы попробовать новомодный напиток – горячий шоколад. Там он и встретил Анну Бальтауф, которая обслуживала посетителей. Он мгновенно влюбился в девушку и следующие несколько недель приходил в заведение практически ежедневно. В конце концов, он женился на своей пассии, несмотря на сопротивление высшего дворянства. В качестве свадебного подарка он заказал Лиотару портрет невесты в той одежде, в которой встретил её впервые.

Несмотря на то, что начало истории «Прекрасной шоколадницы» больше похожа на сказку, её продолжение хорошо задокументировано. В 1881 году Генри Пирс – президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада – приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история – и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории. С 1880-х образ Анны Бальтауф был запечатлён и растиражирован на миллионах банок какао и рекламных буклетов.

Примерно в 1900 году «Прекрасная шоколадница» вдохновила художника Яна Мюссе (вероятнее всего, это был он) на создание образа «медсестры» для торговой марки Droste. В описании было сказано, что «иллюстрация указывает на полезный эффект шоколадного молока и неразрывно связана с названием Droste».

Во время Второй мировой войны немцы перевезли оригинальную картину в крепость Кёнигштайн. Хрупкому произведению удалось перенести холод и сырость. Пастель вернулась в Дрезден после того, как нацисты отступили под натиском советских войск.

Автор: Влад Маслов
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Жан-Этьен Лиотар. Прекрасная шоколадница
  • Жан-Этьен Лиотар. Натюрморт с инжиром
Жан-Этьен Лиотар
Собирает Олег Белов
2 работы • 0 комментариев
  • Уго Симберг. Мороз
  • Уго Симберг. Качели
  • Уго Симберг. Сад смерти
Всячина
Собирает Кирилл Смолкин
35 работ • 0 комментариев
  • Жан-Этьен Лиотар. Прекрасная шоколадница
Жан-Этьен Лиотар
Собирает ser
1 работа • 0 комментариев
  • Жан-Этьен Лиотар. Прекрасная шоколадница
Швейцария
1 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Джорджо де Кирико. Меланхолия и тайна улицы
13
Меланхолия и тайна улицы
Джорджо де Кирико
1914, 87×71.5 см
Андрей Ефимович Мартынов. Сборщик податей
2
Сборщик податей
Пауль Клее. Цветные и графические углы
2
Цветные и графические углы
Пауль Клее
1917, 21.9×21 см
Сальвадор Дали. Гигантская летающая кофейная чашка с непонятным 5-метровым придатком
3
Гигантская летающая кофейная чашка с непонятным 5-метровым придатком
Сальвадор Дали
1946, 50×31 см
Комментарии
Полина Веткина
, 28 декабря 2017 14:21 0
cпасибо интересно нвписано с Нвступвющим Новым Годом! всего всего свмого доброго
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP