Регистрация
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль
Жан Иньяс Изидор (Жерар)
 Гранвиль
1803−1847
Подписаться4                
Подписаться4                
Биография и информация
 
Жан Гранвиль (настоящее имя — Жан Иньяс Изидор Жерар, 13 сентября 1803, Нанси — 17 марта 1847, Ванв) — французский художник-иллюстратор, мастер гравюры, автор политических и жанровых карикатур.

Особенности творчества художника Жана Гранвиля: Жан Гранвиль прославился своими политическими шаржами и сатирической карикатурой. Он активно генерировал гротескные образы с объединенными чертами человека и животного, что впоследствии пришлось по нраву художникам-сюрреалистам. Будучи заядлым республиканцем, Гранвиль сотрудничал с журналами, поддерживающими свержение монархического строя во Франции. Его оформление книг «Путешествия Гулливера» и «Робинзон Крузо» — классика мировой иллюстрации. Интерес современной публики к творчеству мастера возник с выходом в 1991 году альбома «Innuendo» группы Queen: на обложке помещена иллюстрация Гранвиля к «Мистериям бесконечности» из книги «Иной мир», обработанная Ричардом Греем.

Известные работы Жана Гранвиля: иллюстрации к произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», серия карикатур «Сто пословиц», работы к двухтомному изданию «Сцены частной и общественной жизни животных», серии литографий «Иной мир» и «Одушевленные цветы».

Юные годы и дорога в Париж
Жан Иньяс Изидор Жерар родился в городке Нанси на северо-востоке Франции в семье художника-миниатюриста. Его дядя также был художником, а старшее поколение семьи сделало сценическое имя Гранвиль известным, регулярно выступая на театральных подмостках с комедийными представлениями. Первым учителем рисования Жана был отец. Когда юноше исполнилось шестнадцать, его рисунки попались на глаза проезжему парижскому художнику, и тот предложил взять Жана в ученики. Молодой Гранвиль согласился.

Подобно герою Александру Дюма — д’Артаньяну, Гранвиль прибыл в Париж, «вооруженный» лишь рекомендательными письмами, а в его карманах точно так же звенело всего несколько монет. Проучившись некоторое время у Пьера Монжина, Жан нашел нового преподавателя — Ипполита Лекомта. Однако все это было не то… Начинающий художник совсем забросил живопись, зарабатывая на жизнь оформлением театральных костюмов.

От живописи к литографии
Судьба вновь направила Гранвиля по пути успеха и послала ему еще одного учителя — литографа Дюваля-Лекамю. Впрочем, увлечение пришло к Жану еще до встречи с Дювалем. Техникой литографии он овладел, в общем-то, самостоятельно — а, возможно, и при помощи предыдущего учителя — Лекомта, который также работал на этой ниве. В 1827 году Гранвиль выпустил свои первые циклы карикатур «Воскресные дни парижского буржуа» и «Четыре времени человеческой жизни» — жанра, весьма популярного у французов. Однако настоящий успех пришел к молодому литографу через два года, после выхода серии «Метаморфозы». В этих работах Гранвиль впервые продемонстрировал публике новый прием, сделавший его знаменитым — он объединил в одном образе черты животного и человека. Перцу добавляли сатирические аллегории — впрочем, умело подобранные яркие образы легко «читались», сопоставляясь с «прообразами», и некоторые литографии цензура запретила. Однако славу Гранвиля это не уменьшило.

Революция и политическая сатира
Республиканец по своим убеждениям, Жан Гранвиль встретил революцию 1830 года на баррикадах. Однако «Три славных дня» закончились лишь переходом власти от одного монарха к другому: на смену Карлу Х пришел его кузен, Луи-Филипп. Неприятие монархического строя привело Гранвиля в журнал «Карикатюр», объединивший в своих рядах многих сторонников Республики. Они продолжили борьбу теми средствами, которыми владели лучше всего: пером и кистью. Было все: 23 судебных разбирательства в течение года, штрафы, аресты. Гранвиля также задержали - за особо острую карикатуру «Порядок царствует в Париже». После «Картикатюр» Жан сотрудничал с журналами «Шаривари» и «Артист».

Золотой фонд книжной иллюстрации
Осенью 1835 года политическая карикатура во Франции была упразднена на законодательном уровне. Уйдя от политических баталий на страницах журналов и газет, Жан Гранвиль по-настоящему окунулся в творчество. И если политическая карикатура сделала его известным на всю Францию, то книжная иллюстрация прославила его имя в веках. Рисунки Гранвиля к произведениям Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта — классика, которую любят до сих пор во всем мире наравне с самими книгами. Был и «Дон Кихот» Сервантеса, и «Басни» Лафонтена.

В 1842 году вышел в свет двухтомник «Сцены частной и общественной жизни животных», тексты которых написали знаменитые французские писатели того времени — Оноре де Бальзак, Жорж Санд, Мюссе, Нодье и другие. Работу над книгой координировал издатель Пьер-Жюль Этцель (1814—1886), который также написал часть текстов под псевдонимом П.-Ж. Сталь. А проиллюстрировал сцены Генеральной ассамблеи диких и домашних животных Жан Гранвиль. Здесь ему было где развернуться: под масками зверей скрывались, естественно, люди, и Гранвиль с его богатейшим опытом политической журнальной карикатуры, едким юмором и ювелирной техникой, смог иллюстративно раскрыть самую суть человеческих характеров.

Сюрреализм и смерть
Поздние циклы Жана Гранвиля отличаются от всего предыдущего творчества художника. «Иной мир» и «Одушевленные цветы» напоминают, скорее, сны, временами пугающие, временами фантастические — настоящий сюрреализм, явившийся на свет середине XIX века. Соединяя несоединимое, комбинируя изображения людей и предметов, растений и машин, животных и людей, художник балансировал на грани реализма и парадокса.

Предполагают, что виной тому тяжелые семейные потрясения, выпавшие на долю художника. Его семейный союз с собственной кузиной был счастливым, однако ненадолго. Первый сын Гранвиля умер в возрасте четырех лет, второй примерно в том же возрасте скончался от несчастного случая на глазах родителей. Родив третьего ребенка, жена Гранвиля умерла от перитонита. Во втором браке судьба осчастливила семью еще одним ребенком — родился сын, Арман. Но эта радость не смогла перевесить уход столь любимых Жаном людей: у художника начались психические расстройства, которые заканчивались очередным пребыванием в клинике для душевнобольных. Последней каплей стала смерть третьего сына от первого брака, который умер, как и его братья, в возрасте около четырех лет; отец не выдержал горя и скончался несколько дней спустя. Согласно завещанию, Жана Гранвиля похоронили рядом с первой женой и тремя сыновьями.

Автор: Рита Лозинская
Читать дальше
Работы понравились
+2

Лента
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Париж, площадь Каррузель. Серия "Иной мир"
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Париж, Лувр и Тюильри. Серия "Иной мир"
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Париж - это театр... Серия "Иной мир"
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Все ваши письма придут по назначению... Серия "Иной мир"
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Рад вас приветствовать - все свободны... Серия "Иной мир"
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Человек с хорошей идеей. Серия "Иной мир"
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Через неделю Париж утонет в листовках. Серия "Иной мир"
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Мы распространим только хорошую информацию. Серия "Иной мир"
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Есть на земле адский котел, мы называем его Париж. Серия "Иной мир"
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 755 работ
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Жонглер Вселенными. Серия "Иной мир"
0
Жонглер Вселенными. Серия "Иной мир"
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Путешествие по Вселенным. Серия "Иной мир"
0
Путешествие по Вселенным. Серия "Иной мир"
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Бал-маскарад. Серия "Иной мир"
0
Бал-маскарад. Серия "Иной мир"
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Серия "Иной мир". Фронтиспис
0
Серия "Иной мир". Фронтиспис
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Серия "Иной мир". Эпилог
0
Серия "Иной мир". Эпилог
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. "Горячий" концерт или Шоу на паровой тяге. Серия "Иной мир"
0
"Горячий" концерт или Шоу на паровой тяге. Серия "Иной мир"
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Зоопарк. Серия "Иной мир"
0
Зоопарк. Серия "Иной мир"
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Лучшая форма правления. Серия "Иной мир"
0
Лучшая форма правления. Серия "Иной мир"
1844, 28×21.5 см
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Офиклеид, стреляющий нотами. Серия "Иной мир"
0
Офиклеид, стреляющий нотами. Серия "Иной мир"
1844, 28×21.5 см
Посмотреть 755 работ художника
HELP