войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Размер: 50×60×1.5 см

Описание картины «ДВОЙСТВЕННОСТЬ»

Картина двойственность написана по мотивам моей книги «Драгоценная жемчужина». На картине изображен внутренний мир человека или человечества и духовные процессы, происходящие в нем. Пять вершин звезды символизирую пять уровней зрелости взаимодействия тезиса и антитезиса природы человека - сознания и подсознания.
На переднем плане изображены тезис и антитезис – сознание и подсознание в состоянии зрелости, готовности к нейтрализации. Слева и справа изображены различные состояния неготовности сознания и подсознания к сотрудничеству и нейтрализации. На заднем плане две спирали символизируют развитие сознания и подсознания человека и человечества в эволюционом цикле.

Описанием картины послужит фрагмент из книги «Драгоценная жемчужина».

Так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
Мф. 24:39-41


Двое на поле - это сознательное и подсознательное я человека – тезис и антитезис, двое слепых, двое бесноватых, двое разбойников, один из которых берётся, другой оставляется.

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», - говорит Иисус одному из злодеев, распятых по обе стороны от него.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Лк. 23:39-43

Тезис берется, антитезис оставляется. Две мелящие в жерновах – это аспекты Души. Душа - накопленный опыт, соответствующий Истинной индивидуальности, опыт, в котором реализуется потенциальность Духа - берётся. Душа - опыт греховный, отрицающий потенциальность духа – оставляется.

Воспринимать, осознавать себя Истинное Я не сможет, не видя их по обе стороны себя. Ты, Истинный, не можешь себя воспринимать, не сравнивая себя с ними - со своим утверждением и со своим отрицанием. Потому что ты, Истинный, есть ни утверждение, ни отрицание, - ты то, что между ними, то, что видит себя в них. Они тоже ты. Они отражения тебя в зеркале и антизеркале, без которых ты себя не можешь проявить и запечатлеть - видеть.
Один разбойник – положительный член двойственности – символ пути, пройденного человеком к своему центру, Истинному Я. Второй разбойник – отрицательный член двойственности – символ пути, пройденного человеком в другом направлении – удалении от своего центра. Вернуться к себе, вернее обрести себя, осознать себя, без опыта удаления от себя, без опыта отрицания себя невозможно. Одного опыта удаления от центра – опыта инволюции, недостаточно, необходим также и опыт приближения, возвращения к себе – опыт эволюции. Потому в первом разбойнике воскресшее Я видит себя из своего центра в аспекте утверждения себя - возвращения к себе, а во втором разбойнике - в аспекте отрицания себя - удаления от себя.
Без этих двух путей – двух личностей, осознать себя Истинного невозможно. Воскресшие разбойники уже не разбойники. Они названы мужами Лукой, ангелами Иоанном, юношами Марком. Это значит, что они подобны юношам, мужам и ангелам, но не являются ни теми, ни другими. Воскресшие разбойники - завершенные личности двойственной природы человека, которые видят себя в центре человека – в его Истинном Я, как пути удаления от него и пути возвращения к нему. Эта тройственность самосознания порождает различные оттенки самовосприятия.

Две стороны динария

Разрешение противоречия двойственности, символически выраженной в двух слепых или двух бесноватых, встретивших Иисуса, мы видим во взаимоотношениях иных персонажей Евангелия, символизирующих подобную двойственность, противоречие которой разрешается во время распятия разбойников по обе стороны от Иисуса.
Выражением этой двойственности являются: фарисей и мытарь - персонажи притчи «О фарисее и мытаре», два сына – персонажи притчи «О двух сыновьях», богач и купец – персонажи притч «О безрассудном богаче» и «О жемчужине», юноша и человек – персонажи притч «О Юноше, который не смог продать свое имение» и «О сокровище скрытом в поле», немилосердный должник и управляющий имением – персонажи притч «О немилосердном должнике» и «О неверном управителе», священник и самарянин – персонажи притчи «О милосердном самарянине», а также девяносто девять и одна овца – персонажи притчи «О заблудшей овце».
Тезисом, аналогичным кающемуся разбойнику является мытарь («Фарисей и мытарь»), сын не согласившийся работать в винограднике, но приступивший к работе («О двух сыновьях»), самарянин («О милосердном самарянине»), купец, продавший имущество для покупки жемчужины («О жемчужине»), человек продавший имущество для покупки поля («О сокровище, найденном в поле»), управитель, простивший долги должникам («О неверном управителе»). Все перечисленные персонажи евангельских притч являются олицетворением одного состояния сознания человека – духовного, символически выраженного образом кающегося разбойника.
Приведение множества персонажей Евангелия к двум, является промежуточным шагом в разрешении противоречия множественности и единства. Противоречие двойственности тезиса и антитезиса разрешается в процессе их нейтрализации. Несколько миллиардов человек населяющих нашу планету - множественность, представители которой соответствуют одному из любых двух персонажей Евангелия, к примеру, фарисею и мытарю, или священнику и самарянину. В природе человека ничего не меняется ни во времени, ни в пространстве. Фарисею и мытарю соответствуют люди, жившие тысячу лет назад и даже миллион, не зависимо по какой стороне от экватора находится царство, в котором они жили, живут или будут жить. Хорошим примером, подтверждающим высказанную мною мысль, является фрагмент сцены магического представления в театре варьете из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд – Маг высказывается о человеческой природе.

– Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

В одном человеке более выражен фарисей, в другом мытарь. Но в каждом человеке присутствует и тот и иной, ведь каждый человек гордится своими добродетелями, но иногда и отказывается от них, распознавая в них фальшь.
Как в природе человечества богатый богатеет за счёт бедного, или на фоне обеднения бедного, так же подобный процесс происходит и в природе отдельного человека. Человек рассуждает подобным образом: «когда я помог ближнему, я же стал лучше себя, в прошлый раз отказавшего ему». Он одновременно и гордится, и кается. Фарисей утверждается на фоне мытаря, сравнивая себя с мытарем. Мытарь утверждается на фоне фарисея. И этот процесс происходит как во внутреннем мире человека, так и во внешнем – в событийной истории.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю.

Фарисей утверждается в накоплении добродетелей, мытарь утверждается в освобождении от добродетелей. То, что для фарисея добродетельно, для мытаря – греховно. Один поступок человека может быть для человека с одной стороны добродетельным, но с другой греховным. Добродетельным он является для одного состояния сознания человека, которому присущи определенные ценности, греховным тот же поступок будет для другого состояния сознания человека, которому присущи иные ценности. Поступок добродетельный с позиции интеллектуального состояния сознания человека, может быть греховным с позиции его духовного состояния сознания. Это вопрос об относительности добра и зла.
И фарисей и мытарь преображаются подобно разбойникам, распинающимся по обе стороны Иисуса. Преображение каждого из них можно назвать распятием. Фарисей, преображаясь в накоплении добродетелей, становиться более добродетельным, а мытарь, преображаясь в освобождении от добродетелей, становится более греховным. Их одновременное посещение храма аналогично одновременной встрече Иисуса двумя слепыми и двумя бесноватыми. Они не могут состояться друг без друга. Добродетели фарисея опираются на грехи мытаря. Более того добродетели фарисея питаются грехами мытаря, в то время как грехи мытаря питаются добродетелями фарисея. Их одновременное посещение храма указывает на то, что этот процесс происходит в одном человеке, который одними своими делами гордится перед Богом, а о других перед Богом кается. Либо даже одними и теми же делами и гордиться и в то же самое время кается.
В кульминации распятия – преображения богатый, добродетельный становится предельно богатым, а бедный, греховный – предельно бедным. И тогда, бедный в царстве кесаря – материальном мире, становиться богатым в Царстве Небесном, а богатый в царстве кесаря – материальном мире – бедным с позиции Царства Небесного – духовного мира. Символически этот процесс выражен словами евангелия.

Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лк.18:9—14

Богатство и бедность не материальные категории, а мировоззренческие. Если в отдельном человеке исполнилась полнота обогащения и обеднения, тогда он становится той частью, которую символизирует бедный и входит в Царство Небесное, или словами притчи, возвышается. Но для этого человеку необходимо полноту богатства опыта синтезировать в полноту бедности – смысла этого опыта. Но осознание, осмысление полноты опыта делает человека еще богаче, ведь качество его опыта стало выше. И большим становиться искушение возгордиться этим опытом – искушение получить большую славу в царствах, показанных с высоты горы, на которую человек поднимается, в духовном возвышении. Но с другой стороны, чем богаче человек, тем больше он может обеднеть, отказавшись от богатства в процессе синтеза. Это путь, поток крещения, поток следования за Иисусом, поток несения своего креста. В этом пути распинается и богатство, и бедность в человеке. Бедность распинается богатством, а богатство бедностью.
Часть человека, соответствующая его опыту и богатству мировоззренческому, философскому, духовному, остается в мире кесаря. От этой части себя он отказывается в процессе нейтрализации двойственности, в процессе распятия обеих частей своей индивидуальности, обоих разбойников - в своем сознании, в своем мировоззренческом мире, в своей душе. Неспособность человека отказаться от своего интеллектуального богатства символически выражена в намерении расширения хранилищ богачом в притче «О безрассудном богаче».
Не случайны слова Иисуса, сказанные Петру, в процессе омытия ног - «…Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Омытие ног символизирует освобождение человека от опыта подсознания, от богатства мировоззренческого и даже духовного, в процессе его синтеза в сознании, от части человека, не соответствующей истине – образу, подобием которого он является. Вторая часть человека, омытая – символ тезиса утвержденного в процессе отрицания антитезиса. Тезис символизирует подобие человека, приблизившееся к образу, по которому он создан. Часть, которой является омытый человек, символизирует божественный аспект, которым является утверждённый, истинный человек – подобие, соответствующее образу - идеалу. Утвержденный тезис, омытый человек становится ангелом, существом небесным, духовным, олицетворяющим чистоту и безупречность. Омытый человек в «Откровении» Иоанна Богослова символически выражен образом людей, на челах которых поставлены печати.

Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
Откр. 5:3-4

Символом очищенного омытого человека – утвержденного тезиса является дом, построенный на камне. Символом не омытого человека является дом, построенный на песке – дом, символизирующий личность человека, выраженную в Евангелии: фарисеем, восхваляющим свои добродетели; священником, не оказавшим помощь нуждающемуся человеку; безрассудным богачом, не способным остановиться в накоплении богатства; юношей, не способным продать свое имение; должником, не простившем долг своему товарищу. Перечисленные персонажи Евангелия являются антитезисом, аналогичным разбойнику, злословящему на Иисуса.

Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Мф. 16:24-26

Душа, потерять которую призывает Иисус — это добродетели, от которых не могут отказаться фарисей, священник, должник, юноша, богач. Эти добродетели символически названы славой всех царств мира в сюжете искушения Иисуса. И действительно истинной славой истории человечества является все самое доброе, что в истории произошло. И от этого – всего самого доброго Евангелие призывает отказаться, но отказаться во имя Истины. Отказаться от многого во имя одного, отказаться от большего во имя всего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Мф. 4:8-9

Добродетели, от которых не может отказаться безрассудный богач, символически выражены хорошими жемчужинами, от которых отказывается купец во имя приобретения одной драгоценной жемчужины. Хорошие жемчужины могут символизировать знания, праведные качества, заповеди, приобретенные человеком в процессе совершения добрых поступков. Но их может быть недостаточно для соответствия человека Царству Небесному, Слову, Истине. Их может быть слишком мало или слишком много. Но сколько же их должно быть? Их не должно быть вообще, ведь ангелы не могут быть добродетельными. Они просто служат Господу, исполняя его Волю, и в этом служении не видят добродетельности либо праведности. Это человек совершая хороший поступок, считает его добродетельным, так как у человека природа иная, чем у ангела.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
Мф. 6:1-2.

Добродетели символически выражены имением юноши, от которого он не может отказаться, чтобы следовать за Иисусом, в притче «О юноше» в отличие от человека, отказывающегося от своего имущества для покупки поля, на котором им найдено сокровище в притче «О сокровище, найденном в поле». Добродетели символически выражены долгами, которые прощает должникам управитель в притче «О неверном управителе». Добродетели символически выражены девяносто девятью овцами, символизирующими добродетели, от которых отказывается человек во имя одной овцы – одной добродетели – чистоты для Царства Небесного.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Мф. 6:3-5

Одна сторона монеты добродетели – другая отказ от них.

Кесарево кесарю, а Божие Богу
Мф. 22:21

Одной монетой, которую получают работники в притче «О работниках получивших одинаковую плату» является сам человек. Работники получают динарий, в переводе с латинского - состоящий из десяти. Один динарий получают работники в притче «О работниках …», одну овцу ищет пастух в притче «О пропавшей овце», одну монету ищет женщина в притче «О потерянной драхме». Двум сторонам монеты подобно состояние двойственной природы человека. Монета цена за вход в Царство Небесное. Заплатить человек может только собой.

Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Мф. 16:26

Для того чтобы стать собой, соответствующим этой монете, человек трудится целый день в притче «О работниках, получивших одинаковую плату». Одна сторона этой монеты – кесарева остается миру, другая божья отдается Царству небесному.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф.6:19-21
Комментарии