войти
опубликовать

Ханс Старший
Бургкмайр

Германия • 1473−1531

Биография и информация

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения, глава аугсбургской школы. Ученик М. Шонгауэра; испытал влияние северо-итальянского искусства. В его лучших работах (алтарь Иоанна, 1518, алтарь с "Распятием", 1519, — оба в Старой пинакотеке, Мюнхен) пространственная свобода композиции органично сочетается с экспрессией чувств и движений. Б. — один из пионеров цветной гравюры на дереве.

Немецкий художник Ханс Бургкмайр является главным представителем итальянизирующего направления в живописи Ауге-бурга и играет в этом городе роль, подобную роли Дюрера в Нюрнберге. Он был одним из первых создателей художественной концепции Северного Возрождения. Бургкмайр учился у своего отца, Томаса Бургкмайра, а затем у М. Шонгауэра в Кольмаре (ок. 1488). Через несколько лет он уезжает в Италию. В 1498 он становится мастером гильдии живописцев Аугсбурга. По заказу монастыря св. Екатерины Бургкмайр, вместе с Гансом Гольбейном Старшим исполняет цикл римских базилик ("Базилика св. Петра", 1501; "Базилика Сан-Джованни ин Латерано", 1502; "Базилика св. Креста", 1504, Аугсбург, Гос. гал.). В 1506-1508 художник вновь приезжает в Италию и живет в Венеции и Милане. В его творчестве все больше утверждается влияние итальянской живописи, проявляющееся в почти леонардовской рельефности форм, в теплом и золотистом свете ("Мадонна с младенцем", 1509-1510, Нюрнберг, Германский нац. музей), в богатой ренессансной архитектуре ("Коронование Марии", 1507, Аугсбург, Гос. гал.). По возвращении на родину художник почти полностью посвящает себя гравюре на дереве, а затем около 1518-1519 создает две значительных алтарных картины - "Алтарь Иоанна" и "Алтарь с Распятием" (Мюнхен, Старая пинакотека), в которых величие и монументальность некоторых фигур соединяются с великолепием пейзажа. В своих поздних произведениях Бургкмайр отходит от драматической, но строгой трактовки и возвращается к более перегруженной композиции ("Эсфирь и Артаксеркс", 1528, Мюнхен, Старая пинакотека). В портретном жанре Бургкмайр создал мало произведений; странный и мрачный "Портрет художника с супругой" (1529, Вена, Музей истории искусств) приписывается теперь Л. Фуртнагелю. В то же время он был широко известен как гравер. На службе у Максимилиана I он сделал много рисунков для гравюр, среди которых большая серия "Триумф" (135 досок, гравированных разными мастерами в 1515-1519, но изданных лишь в 1796) стала подлинным монументом славе императора. Помимо гравюр к книгам "Генеалогия", "Вейскуниг", "Тейерданк" следует отметить замечательные кьяроскуро, как, например, в книге "Смерть-душительница", которые своей силой и поиском выразительности сделали художника одним из лучших граверов своего времени.