войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1512
Размер: 108.7×81 см
Работа в подборках: 11 подборок
История выставок

Описание картины «Портрет Папы Юлия II»


Папа Юлий II остался в истории как крупнейший покровитель Высокого Возрождения. Именно ему мы обязаны появлением таких шедевров, как Собор святого Петра, потолок Сикстинской капеллы, фрески Рафаэля в Ватиканских станцах (ит. stanza – комната).

Как выглядел будущий папа Юлий II в молодости, можно увидеть на фреске другого итальянского художника – Мелоццо да Форли в музеях Ватикана, изображающей сидящим папу Сикста IV, в миру Франческо делла Ровере. Сикст IV печально прославился своим непотизмом – на все ключевые позиции он ставил непотов, т.е. своих племянников и прочих родственников. Стоящий лицом к папе на фреске да Форли статный красавец в красной сутане – это племянник Сикста IV, кардинал Джулиано делла Ровере. Через несколько десятилетий он, как и его дядя, тоже станет папой, получив имя Юлия II.

На портрете Рафаэля постаревший Юлий II выглядит образцом христианского смирения, его губы плотно сжаты, а глаза с выражением глубокой и сдержанной печали опущены вниз. Но это впечатление обманчиво. У Юлия II был имидж самого воинственного главы римского престола. Нам сейчас сложно даже представить, как папа можете возглавлять армию, однако Юлий II именно это и делал. Период его понтификата ознаменовался бесконечными войнами. Рим конфликтовал то с Венецией, то с Францией, расширяя свои границы. В этот период папство также заявило политические права на многие области Италии (от них Ватикан откажется только в ХХ веке). В некоторых сражениях Юлий II принимал личное участие, неся впереди себя Святые Дары и вдохновляя на подвиги.

На фреске да Форли будущий Юлий II изображён без бороды (что позволяет зрителю оценить его волевой подбородок). Но белая борода, которой папа обзавелся на портрете Рафаэля, – это не дань возрасту или положению, как можно было бы предположить. Бороду Юлий II отпустил в знак траура по Болонье, которую он проиграл в ожесточённой битве. Специалистам Лондонской национальной галереи такая деталь, как борода, помогла уточнить датировку картины.

Молодого и еще совсем не знаменитого Рафаэля представил папе архитектор Ватикана Донато Браманте, и довольно скоро Рафаэль стал любимым художником Юлия II.

Взойдя на римский престол, Юлий II первым делом пожелал избавиться от всего, что напоминало о прошлом папе Александре VI (Родриго Борджиа), осквернившем Рим распущенностью и коррупцией. Одно из первых распоряжений Юлия II гласило: «Все портреты Борджиа должны быть покрыты чёрным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в Испанию». Чтобы ничего не напоминало о ненавистном предшественнике, новый папа решил полностью изменить облик своего дворца. Для этого со всех концов Апеннин были призваны художники, которые взялись заново декорировать папские апартаменты. В числе приглашенных для этой работы мастеров оказался и Рафаэль.

Легенда рассказывает, как однажды с утра папа Юлий II, проснувшись в скверном настроении, осматривал сделанное во дворце. Он не без раздражения разглядывал всё, что уже успели нанести на стены приглашённые мастера. Многое казалось папе не то и не так. И вдруг он остановился перед «Афинской школой», над которой трудился Рафаэль. Поражённый Юлий II долго разглядывал её, а потом приказал сбить другие фрески со стен и прогнать всех остальных художников. «А ты, мой возлюбленный сын, продолжай работу, — обратился он к Рафаэлю. — Вижу, только ты один понимаешь, что делаешь».

Другая легенда утверждает, что когда воинственный папа учредил Швейцарскую гвардию, призванную отвечать за безопасность Ватикана и лично папы (сильно сокращённая в численности, она продолжает делать это по сей деть уже пять веков), Рафаэль разработал для солдат форму.

Портрет Юлия II поражает и техническим, и психологическим совершенством. Масляные краски в то время были для Италии сравнительно новой техникой, однако Рафаэлю удавалось с их помощью виртуозно передавать разницу фактур – достаточно сравнить тонкий шёлк рукава с более плотным материалом складок, располагающихся ниже. Замечательно написаны также мех, бархат, камни в перстнях папы, нитяные кисти, украшающие кресло. Кстати, венчающие их перевёрнутые желуди – это намек на светскую фамилию папы и его характер: делла Ровере по-итальянски означает «из дуба».

Анна Вчерашняя
Комментарии