Регистрация

Судьбы животных

Предложить название
1913, 196×226 см • Масло, Холст
Доп. изображения —

Описание картины «Судьбы животных»

В 1914 году Франц Марк затеял большой и дерзкий проект: совместно с Альфредом Кубином, Паулем Клее, Эрихом Хекелем и Оскаром Кокошкой проиллюстрировать Библию. За собой Марк оставил ту часть Библии, в которой идет речь о сотворении мира.

Совсем скоро началась война и проект не состоялся, но если бы кто-нибудь сейчас задумал поискать среди картин экспрессионистов иллюстрации к Библии, ему бы эта затея удалась. Работами Франца Марка можно смело иллюстрировать сотворение мира: «Борьба форм», «Сон» «Тироль».

А вот картиной «Судьбы животных» можно библейскую историю (и вместе с ней историю мира) завершать. Марк безразлично пролистал остальные разделы Библии – и сразу после сотворения взялся за апокалипсис. Это единственное предельно экспрессионистское полотно художника: напряженное, отчаянное, пророческое, тревожное. Раньше его животные всегда были мечтой о рае, о естественности и гармонии, они спали и пили воду, паслись и смотрели в небо, а здесь они охвачены ужасом, они погибают, на них сыплется огненный град и падают деревья, земля уходит у них из-под ног.

У картины есть подзаголовок, придуманный самим Марком и записанный с обратной стороны полотна: «Деревья показывают свои кольца, а животные - свои жилы». Страшно, что и одни, и другие делают это только после смерти. И даже если бы этого страшного поэтичного подзаголовка не было, смысл произведения не нуждался бы в объяснениях.

1913-й – до начала первой Мировой войны остался год, по Европе со скоростью эпидемии распространяется страх и растет предчувствие большой трагедии. Художники-экспрессионисты чувствительней простого человека – они уже несколько лет только и делают, что усиливают контрасты цветов на своих полотнах, изламывают до неестественности жесты персонажей и нагнетают напряжение в композиции. Они чувствуют беду и умножают это чувство в десять раз в живописи.

Одним из самых сильных языков эмоций для Марка, как и для многих художников-авангардистов этого времени, оказывается цвет. «Синий – это мужской принцип, строгий и духовный. Желтый – женский принцип, мягкий, радостный, чувственный. Красный – жестокий, тяжелый цвет материи, который постоянно преодолевается первыми двумя!» - писал художник в письме другу Августу Макке. Синяя лань в «Судьбе животных» абсолютно ясно на языке Марка читается как воплощение духовности и мирового порядка. А красный огненный вихрь, обрушившийся на нее – это материя, которую невозможно уже преодолеть, которая побеждает, разрушая истинную жизнь, закономерную и гармоничную.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Стиль и техника: Экспрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Франц Марк. Башня синих лошадей
  • Франц Марк. Красный и синий конь
  • Франц Марк. Большие синие кони
Франц Марк
4 работы • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Любительница абсента
  • Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус
  • Архип Иванович Куинджи. Лунная ночь на Днепре
Для ИПИ
Собирает Дина Багавова
6 работ • 0 комментариев
  • Франц Марк. Судьбы животных
Судьбы животных Франц Марк 1913
Собирает Vladimir Musaelyan
1 работа • 0 комментариев
  • Франц Марк. Зачарованная мельница
  • Франц Марк. Лисицы
  • Франц Марк. Тироль
Франц Марк
Собирает Мария Собина
5 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье
3
Ольга Хохлова в мантилье
Пабло Пикассо
1917, 64×53 см
Август Маке. Турецкая кофейня
3
Турецкая кофейня
Август Маке
25×35 см
Август Маке. Русский балет
2
Русский балет
Август Маке
81×103 см
Марианна Владимировна Веревкина. Красное дерево
3
Красное дерево
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP