Регистрация

Святая Маргарита Антиохийская

Предложить название
1630-е , 163×105 см • Масло, Холст

Описание картины «Святая Маргарита Антиохийская»

«Святая Маргарита Антиохийская» (Национальная галерея, Лондон) – одна из нескольких картин загадочной серии Сурбарана, изображающей христианских мучениц. Загадочно в этих полотнах, прежде всего, их назначение. Номинально они изображают святых, по факту же – привлекательных жительниц Севильи в современных одеждах. И хотя Сурбаран всю жизнь работал для монастырей, его святые женского пола мало пригодны для украшения церковных стен.

Руфина и Касильда, Инесса и БарбараДоротея и Аполлония, Марина и Матильда, Агата и Урсула, Энграция и Маргарита – для всех мучениц Сурбаран выбрал повторяющуюся из раза в раз композицию. Фигуры занимают всё пространство портретов, почти все они на 2/3 развернуты к зрителю и – что важно – все без исключения самым тщательным образом разодеты. Доротея, Аполлония и другие – просто в роскошные накидки и платья, дочка мавританского правителя Касильда – в царское облачение, ну а святая Маргарита – всего лишь в пастушеский костюм, однако чрезвычайно гармоничный и красивый.

Но не странно ли это? Не абсурдно ли подобное сосредоточение на внешности в ущерб непосредственно христианским подвигам святых? Ведь их жития содержат массу подробностей – живописных, хотя и кровавых, на которые в искусстве барокко был большой спрос. Мавританка Касильда носила пищу христианским пленникам, а когда отец застукал её с хлебом в подоле, могла бы быть казнена, но хлеб превратился в розы. Аполлония Александрийская отказалась поклоняться языческим богам, за что ей сначала вырвали клещами зубы, а потом сожгли на костре. Святая Маргарита своим крестом распорола брюхо самому дьяволу, который предварительно её сожрал. Обо всех этих холодящих душу подробностях Сурбаран сообщает лишь вскользь – розами в подоле Касильды, щипцами в руках Аполлонии. Но сами девы никак не производят впечатления святых и тем более мучениц – во всяком случае, не таких, как их представляет церковный канон.

Маргариту Сурбаран изобразил в изящном костюме в народном духе. Соломенная шляпа с загнутыми полями оттеняет точеное лицо с ярким румянцем; монументально сочетание белого, синего и красного в наряде; особенно выразительной выглядит вышитая холщовая сумка (такие вплоть до наших дней время от времени входят в моду как элементы испанского стиля).

Между тем, в отличие от Касильды, жившей незадолго до Сурбарана, в XV столетии, Маргарита никак не могла быть его близкой современницей. Она была дочерью языческого жреца в Антиохии в далёком III веке, еще до того, как Антиохия вошла в состав Византии, а христианство стало государственной религией. Христианкой Маргарита стала тайно. Правитель Антиохии, покоренный её юностью и красотой, хотел жениться на Маргарите. Но она ответила отказом, объяснив, что не может стать суженой царя земного, поскольку уже является невестой Царя Небесного. За это Маргариту бросили в темницу, а дьявол, приняв облик огнедышащего дракона (его мы видим на заднем плане картины Сурбарана) прилетал, чтобы пугать мученицу, и однажды даже проглотил её. Тогда крест в руках Маргариты внезапно стал расти и увеличивался до тех пор, пока не вспорол дракону брюхо.

Житие Маргариты наполнено сказочно-готическими элементами и драматическими поворотами. Но не они привлекают Сурбарана. Как и во всех картинах серии, его главный интерес представляет не что иное как тщательное, виртуозное исполнение одежды. Сейчас в исследовательской среде все чаще звучат идеи о том, что неправильно ограничивать творчество Сурбарана монастырскими стенами. Быть может, его неоправданно прекрасные мученицы просто служили рекламой семейному бизнесу по продаже дорогих тканей? Во всяком случае, такую версию в фильме об испанском барокко высказывает арт-критик Вальдемар Янушчак. А писатель Теофиль Готье признавал, что святые Сурбарана – «это самые романтические существа, которых только можно себе представить».

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет, Религиозная сцена
Стиль и техника: Барокко, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Франсиско де Сурбаран. Святая Маргарита Антиохийская
  • Франсиско де Сурбаран. Агнец божий (Agnus Dei )
Zurbaran
Собирает Tina Deinekhovska
2 работы • 0 комментариев
  • Диего Веласкес. Сдача Бреды
  • Диего Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы)
  • Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Арахне
Золотой век испанского искусства - XVII ст.
Собирает Ирина Олих
37 работ • 0 комментариев
  • Франсиско Гойя. Портрет королевы Марии Луизы в мантилье
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Маленький нищий (Вшивый)
  • Франсиско Гойя. "Менины", с картины Веласкеса
европа
Собирает Mala Ko
64 работы • 0 комментариев
  • Диего Веласкес. Глава Аполлона (Эскиз для картины Кузница Вулкана)
  • Диего Веласкес. Искушение святого Фомы Аквинского
  • Хуан Батиста Мартинес дель Масо. Вид Сарагосы
Стиль: 7 Барокко
Собирает Open
2 483 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Диего Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы)
9
Триумф Вакха (Пьяницы)
Диего Веласкес
1629, 165×225 см
Диего Веласкес. Сдача Бреды
14
Сдача Бреды
Диего Веласкес
1635, 307×367 см
Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Арахне
19
Пряхи, или Миф об Арахне
Диего Веласкес
1650-е , 220×289 см
Франсиско Гойя. "Менины", с картины Веласкеса
0
"Менины", с картины Веласкеса
Франсиско Гойя
1778, 31.5×27.5 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP