school_banner
Регистрация

Апофеоз святого Фомы Аквинского

Предложить название
1631, 475×375 см • Масло, Холст

Описание картины «Апофеоз святого Фомы Аквинского»

«Апофеоз Фомы Аквинского» – огромная, почти пятиметровая картина, написанная Сурбараном в 1631-м году для Коллегии св. Фомы в Севилье. Когда-то она венчала собой алтарь доминиканского монастыря, к которому относилась Коллегия, а сейчас представлена в севильском Музее изящных искусств.
Есть некоторый парадокс восприятия: для нас Сурбаран ассоциируется в первую очередь с практически монохромными одиночными композициями, скупыми и строгими, с резкой светотенью (как натюрморт Agnus Dei или изображения св.Франциска). Но современники художника его величайшей работой считали как раз «Апофеоз Фомы Аквинского» – не вполне по-сурбарановски многофигурный и многоцветный.

Композиция с её разделением на два яруса – схематична, но такая «двухчастность» земли и неба была в искусстве времен Сурбарана традиционной. К тому же Сурбарану удалось идеально сбалансировать монументальность форм и внимание к мельчайшим подробностям.

По всей вероятности, тему картины Сурбарану внушили заказчики. «Апофеоз Фомы Аквинского» посвящён торжественному основанию Коллегии св. Фомы, которое произошло в 1517 году. На покрытом пурпурным бархатом столе внизу картины лежит Акт основания Коллегии. В нижнем ярусе мы можем видеть её учредителей – императора Карла V и кардинала Диего де Деса. За спиной короля стоят коленопреклоненные знатные граждане Севильи, а за спиной кардинала – монахи-доминиканцы. Что касается верхнего яруса, то в нём сосредоточены все те, кто осуществляет, так сказать, небесный патронат над Коллегией. На облаке справа – Христос и Дева Мария. Напротив них, слева, – Бог Отец, который, оживлённо жестикулируя, беседует со святым Домиником. Голубь, осеняющий крыльями голову св.Фомы (в центре композиции), традиционно олицетворяет Дух Божий, или, согласно менее распространённой версии, - божественное вдохновение, снизошедшее на Аквината.

Теолог Фома Аквинский, чьё учение было положено в основу доктрины католической церкви, изображён с пером и книгой в руках. Вокруг него расположены другие именитые книжники: справа – святые Иероним и Августин, слева – Амвросий и Георгий. Их жесты красноречиво указывают на то, что сейчас они сверяют по книгам какие-то теологические тонкости.

Особое восхищение вызывает то, как реалистически достоверно написаны действующие лица. Сейчас мы просто оцениваем то, насколько они индивидуализированы и конкретны, а современники Сурбарана – узнавали в них своих знакомых. В круглом лице Фомы с высоким лбом они видели эконома Коллегии Нуньеса де Эскобара, друга художника; в человеке за спиной короля – служителя Гонсалеса де Абре.

Во втором слева монахе-доминиканце, изображённом в профиль, некоторые искусствоведы видят самого Сурбарана. Как известно, художник не оставил автопортретов, поэтому искать Сурбарана инкогнито на его картинах исследователи продолжают уже несколько столетий. Доминиканец с «Апофеоза Фомы Аквинского» пока (до появления каких-либо новых фактов или методов исследования) конкурирует в плане идентификации со святым Лукой с «Распятия» 1639-го года из музея Прадо.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Франсиско де Сурбаран. Святой Франциск Ассизский
  • Франсиско де Сурбаран. Главный алтарь картезианского монастыря Нуэстра Сеньора де ла Дефеницион в Жерез да ла Фронтера, сцена: Благовещение
  • Франсиско де Сурбаран. Святой Франциск Ассизский
Сурбаран
Собирает Maria Stepanova
9 работ • 0 комментариев
  • Сергей Могилевский. «Будда-ПРОСВЕТЛЕННЫЙ»
  • Сергей Могилевский. «Будда-СВЕТ»
  • Василий Васильевич Верещагин. Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме
Религиозная сцена
Собирает Open
1 406 работ • 0 комментариев
  • Диего Веласкес. Глава Аполлона (Эскиз для картины Кузница Вулкана)
  • Диего Веласкес. Искушение святого Фомы Аквинского
  • Хуан Батиста Мартинес дель Масо. Вид Сарагосы
Стиль: 7 Барокко
Собирает Open
2 499 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Франсиско де Сурбаран. Святой Франциск Ассизский
1
Святой Франциск Ассизский
Франсиско де Сурбаран. Главный алтарь картезианского монастыря Нуэстра Сеньора де ла Дефеницион в Жерез да ла Фронтера, сцена: Благовещение
0
Главный алтарь картезианского монастыря Нуэстра Сеньора де ла Дефеницион в Жерез да ла Фронтера, сцена: Благовещение
Василий Васильевич Верещагин. Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме
2
Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме
Сергей Могилевский. «Будда-СВЕТ»
Договорная
0
«Будда-СВЕТ»
Сергей Могилевский
Август 2015, 120×105 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP