Регистрация
1888, 153×200 см • Масло, Холст

Описание картины «Леди из Шалот»

«Леди из Шалот» — хрестоматийное и самое известное произведение Уотерхауса. В нем нашли художественное выражение все романтические стремления автора: страсть к прошлому, увлеченность мифами и легендами и интерес к женскому образу как к символу красоты и трагичности.

Волшебница Шалот: от литературы к живописи



В основе картины — популярное в викторианской Англии произведение Теннисона «Волшебница Шалот». Скорее всего, Уотерхаусу попадалось в руки издание поэмы, вышедшее в 1857 году с иллюстрациями Россетти и Ханта и, конечно, он видел известное полотно «Волшебница Шалот» кисти Ханта и другие картины прерафаэлитов на эту тему. «Леди из Шалот» — это результат впечатлений автора от работ коллег и собственная интерпретация стихов Теннисона.

Любовь в этой небольшой, но впечатляющей поэме оборачивается трагедией, а разрушение волшебных чар — смертью. На девушке Элейн лежит груз проклятья: она не может покинуть замок на острове Шалот, она не может даже смотреть в окно. Все краски жизни ей заменяют волшебное зеркало, в котором отражается красота недоступного ей мира, и гобелены, на которых девушка вышивает то, что видит в зеркале. Однажды в нем отразился проезжающий мимо рыцарь короля Артура Ланселот, и Шалот, пораженная внезапным чувством, бросается к окну. Зеркало трескается, нити рвутся — проклятие исполнилось, и все, что ждет теперь влюбленную девушку — это смерть. Но она бежит к реке, садится в лодку, начертав на ней свое имя, и плывет вниз по реке к замку возлюбленного:

И песню слышала волна,
И песня та была грустна,
В последний пела раз она,
Волшебница Шалот.

Именно этот момент, следуя строкам поэмы, в точности проиллюстрировал Уотерхаус. Леди из Шалот сидит недвижима в лодке, исполняя свою последнюю песню, но рука ее еще держит цепь, связывающую ее с прошлой жизнью — волшебным несуществующим миром одной комнаты.


Символы в картине «Леди из Шалот»



Несвобода не свойственна настоящим героиням и, будучи закованной в замке таинственным проклятьем, волшебница Шалот находит путь к освобождению через любовь. И этот путь для нее равнозначен смерти, тема которой пронизывает каждую деталь картины, проявляясь в символах и колорите.

Девушка изображена в момент, когда она полностью готова пуститься в свой последний во всех смыслах путь. Об этом говорят три свечи у кормы, две из которых погасли. В разное время свеча трактовалась как символ скоротечности жизни и как обозначение надежды. Надежды нет, свечи на ветру погасли, а значит, и жизнь, свободная и настоящая, не успев начаться, безвременно закончится.

Лодка волшебницы — это погребальное ложе, в изголовье которого Распятие, также продолжающее тему напрасной смерти и невинной жертвы. Смысл прошлой жизни Шалот — ткать гобелен, и именно он покрывает лодку, подобно надгробному покрывалу. Но героиня небрежно сбросила часть ткани в воду, как знак полной бессмысленности своего прошлого. В воде оказываются вытканные рыцари-всадники и прекрасная дама возле замка — та настоящая жизнь, которую она видела как отражение.

Белое одеяние отшельницы — это символ чистоты, невинности и одновременно ее погребальный наряд. На коленях лежит засохший осенний лист — символ оборвавшейся жизни. Волосы девушки распущены и развеваются по ветру, взгляд выражает глубокую скорбь, но в нем нет слабости или страха. Лишь острый изгиб бровей говорит зрителю о боли, пронизывающей героиню. Леди из Шалот кисти Уотерхауса напоминает образы первых христианских мучениц, которые изображались схоже: в белом одеянии, с длинными роскошными волосами и отрешенным взглядом.

Художественные особенности картины Уотерхауса «Леди из Шалот»



Уотерхаус обладал уникальной способностью изображать самые трагичные моменты повествования, при этом сохраняя спокойствие и достоинство главной героини. Художник не скрывает отчаяния и безысходности, но зритель видит их как античную трагедию: эстетичными и сдержанными. Автор использует особые живописные приемы, чтобы достигнуть необходимого ему эффекта.

Особое место отведено пейзажу. Он отличается от традиционного пейзажа прерафаэлитов, который чаще всего был идеально и достоверно прописан. Лес, камыши и кустарники изображены мягкими свободными мазками, они тенисты и невнятны в противовес детально выписанному образу Эйлен. Стволы деревьев, свечи, камыши и стройная фигура волшебницы противопоставлены тяжелой горизонтали лодки. Пейзаж в целом, отдельные его детали и образ заколдованной девы создают особый ритм, особую поэзию в живописи, делая картину, с одной стороны, точной репродукцией поэмы, а с другой — совершенно уникальным творением. Колорит картины — это теплые осенние тона, которые еще раз говорят зрителю о приближающейся зиме, то есть смерти.

При имени Уотерхауса в первую очередь возникает в памяти предсмертное изображение девственной Шалот в лодке. Он и его предшественники прерафаэлиты увековечили этот литературный образ, который из поэтических строк перешел в достояние живописи.

Автор: Людмила Лебедева
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Казимир Северинович Малевич. Супрематическая композиция
  • Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалот
  • Казимир Северинович Малевич. Скачет красная конница
Любовь
Собирает Daniel Dorozhkin
3 работы • 0 комментариев
  • Джон Уильям Уотерхаус. Леди Шалотт. Эскиз
  • Джон Уильям Уотерхаус. Колдунья
  • Джон Уильям Уотерхаус. Улисс и Сирены
Легенды и живопись
Собирает Эла Мильдворф
7 работ • 0 комментариев
  • Джон Уильям Уотерхаус. Северный ветер
  • Джон Уильям Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть
  • Джон Уильям Уотерхаус. Святая Цецилия
Джон Уильям Уотерхаус
Собирает ася мельникова
4 работы • 0 комментариев
  • Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалот
Моя коллекция
Собирает Ademera Atmera
1 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Джон Уильям Инчболд. Ранняя весна
1
Ранняя весна
Джон Уильям Уотерхаус. Цирцея
7
Цирцея
Джон Уильям Уотерхаус. Данаиды
2
Данаиды
Джон Уильям Уотерхаус. Фисба
2
Фисба
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP