войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 2014
Размер: 75×55 см
Регион: Куйбышев
Местонахождение: Давид Шикович Бродский

Описание картины «Левша из Киева»

Однажды князь Репнин-Волконский
Рюмашку тяпнул... Это - к слову.
Он был значительной фигурой
С благотворительной основой.

"Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши".
Н. Лесков. "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе".

Настоящее имя Левши, как и многих других гениев "из народа", было утрачено. Посему спешу сообщить об одном из них.
Бывает, людям сильно везет на встречи с замечательными людьми. А бывает, не везет. Первым, конечно, интереснее жить.

Видели ли вы Левшу? Не иллюстрацию к повести Лескова, а живого? Я - видел! И не только видел, но и работал рядом, и праздновал личные и общественные события. И он был не "косой", а как большинство людей, правша. И я до сих пор имею честь быть приглашенным на разные личные и общественные праздники семьи Иваницких. И любуюсь главой семьи, его фактурой, его руками, его немногословностью. И светом, излучаемым его талантом и простой, но настоящей человеческой натуры.
Наблюдая за руками Славы Иваницкого, а потом, рассматривая то, что он этими руками натворил, не мог взять в толк - КАК?! Как этими широчайшими ладонями и пальцами молотобойца можно изготовить тончайшую эмалевую миниатюру, от которой дух захватывает. Сухие эмали до обжига цвета не имеют, кисточка, которой они наносятся на изображение, под микроскопом состоит из двух-трех волосков, обжиг при температуре 750 - 800 градусов - и в результате выходит живописное, тонкое по цвету с нежнейшими переходами оттенков изображение!
Видел бы Лесков Вячеслава, написал бы "Левша-2".
Видел бы гарнитур из жемчуга в футляре, сотворенные Вячеславом в подарок жене, написал бы "Левша-3".
Видел бы условия, в которых работал Вячеслав, написал бы...
Как интересно устроена жизнь - Лесковых уже нема, а Левши еще водятся.
Нужно писать самому.
Стоят ли в одном ряду монументалист и эмальер? Стук молотка о зубило, внутренний гул потревоженной бронзы и тишина в мастерской миниатюриста. Сродни ли любые виды творчества между собой? Многофигурные композиции Сикстинской капеллы и тончайшие эмали из собрания Эрмитажа?
Общаясь со Славой, невольно об этом думал. Для меня Иваницкий - гигант! Не только внешней фактурой, не только упорством и целеустремленностью. Представьте муравья, поднимающего ствол секвойи. Или слона, вышивающего крестиком. Человеку, не знакомому с тонкостями эмальерного искусства, и в голову не придет размышлять о чем-нибудь подобном. Поверьте мне на слово - то, что делает Вячеслав Иваницкий (и другие талантливые эмальеры) - настоящее волшебство! Так что... подковывали "англицких нимфозорий" ранее, подковывают и сейчас. Потому донской казак Платов и не удивлялся иноземным "диковинам" - знал: "Свое не хуже".
Говорю себе: хватит о разном, давай ближе к теме!
Ближе к теме.
Именно эмальерному искусству не учат. Может, где-то когда-то и учили. Вернее так - когда Слава начинал поднимать это дело, в ближайшей обозримости учить было некому. В огромном Союзе наверняка существовали некие очень узкие специалисты, работающие по индивидуальным заказам "сверху", но учить...
Слава, всю школу этого дивного вида творчества человеческого духа прошел сам. Где-то, у кого-то подсмотрел, по каким-то брошюркам, редким книгам, каталогам музеев и тд. Много пережег, испортил, начинал заново и... достиг.
Достиг совершенства. Высочайшего. Тут нужно было бы поставить много восклицательных знаков. Но, я побоялся нарушить тишину в мастерской эмальера.
Да и писать более - лишнее - разве о Таланте нужно писать? Может и нужно. НО - лучше смотреть. И восхищаться.

Немного о портрете. Иной зритель может задать простой вопрос: "Так что же вы, гражданин портретист, спрятали руки этого "гиганта" (как вы его назвали) в карманы брюк?" Отвечу иному зрителю так: А чтобы не напугать. Все одно не поверят, что у такого тончайшего мастера руки кузнеца.
Сейчас в Киеве это волшебство начинает тихонько оживать и даже в прикладном училище появилась группа отважных "потомков" Левши. И к Славе потянулись молодые ученики, и он щедро делится своим, натруженным годами поисков и находок, опытом.

За моим окном сверкают дальние молнии и полушепчет гром. Скоро, судя по всему, будет гроза. Это замечательно - все пойдет в рост и влаги лишней не будет.
Закончу этот текст примерно так: Талант - это сверкание молнии среди тьмы, это благодатный ливень на сухую, потрескавшуюся от обыденности, человеческую натуру.
Сверкай, дорогой друг Слава и да продлит Господь дни твои на этой земле в здравии и свершениях!
Аминь.
Комментарии