войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Берлингьеро
Берлингьери

Италия • I век−1242

Согласно документу 1228, Берлингьеро Берлингьери, вместе со своими сыновьями Бонавентурой и Бароне, а также с другими жителями Лукки, заключил мир с пизанцами. Хотя Берлингьеро и назван "миланцем", нет никакого сомнения в том, что он был уроженцем Лукки. Такие его произведения, как "Распятие" (Лукка, музей) или "Мадонна" (Нью-Йорк, музей Метрополитен), показывают происхождение его искусства: "Распятие" своими типажами и тщательно подобранным сочетанием цветов подражает византийским образам; это проявляется и в "Марии Одигитрии", изображенной в верхней части распятия.

Берлингьеро ди Миланезе или Берлингьеро Берлингьери, был основателем не только первой известной в Тоскане художественной мастерской, но и известной династии художников. Его сыновья — Бонавентура, Бароне и Марко, работали в мастерской отца. В архивных документах есть свидетельства, что Бароне в 1243 г. написал икону для архидиакона Лукки, в 1256 г. расписал крест для приходской церкви в Казабасчьяне, под Луккой, а в 1282 г. написал «Крест», «Мадонну» и «Св. Андрея» для церкви Сан Андреа в Лукке. Подобные свидетельства есть и о «Marcus pictor» — «художнике Марко». Деятельность мастерской Берлингьеро не ограничивалась Луккой, из документов известны заказы из Фучеккио и Пешии, Ареццо и даже Болоньи. Это означает, что мастерская пользовалась известностью и успехом.

Берлингьеро ди Миланезе. "Крест" Нац. музей Вилла Гвиниджи.

Сегодня существуют три подписанные Берлингьеро произведения: «Крест» в Нац. музее Вилла Гвиниджи; «Крест» («Крест из Фучеккио») в музее Сан Маттео, Пиза; и остаток расписного креста, хранящийся в частной коллекции. Остальные работы приписываются ему исследователями по аналогии — это «Триптих» (Музей искусства, Кливленд); «Мадонна с младенцем» (Рэйли, Музей искусства Северной Каролины); «Мадонна с младенцем» (или «Мадонна Стросса», Нью-Йорк, музей Метрополитен); фрагмент расписного креста (Авиньон, музей Пти Пале); фрагмент креста (Рио де Жанейро, Национальный музей) и «Мадонна с младенцем» (Пиза, Домский собор).

В произведениях Берлингьеро ощущается подавляющее византийское влияние. Однако видны его попытки не просто следовать византийским образцам, но вносить нечто своё. Например, в триптихе из Кливленда, иконография которого основана на византийском прототипе «Богоматерь Гликофилуса» («сладколобзающая»), видно желание оживить, очеловечить фигурку Христа-младенца. На «Кресте из Фучеккио» несмотря на то, что этот крест — разновидность «Христа торжествующего», лик Христа уже искажен гримасой страдания, как бы предваряя будущие творения Джунта Пизано.

Согласно документам, к 1236 году Берлингьеро не было в живых. Основываясь на этом исследователи относят дату его рождения примерно к 1180 году.

Перейти к биографии