войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой

Дмитрий Григорьевич Левицкий • Живопись, 1773, 164×129 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Рококо
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1773
Размер: 164×129 см
Работа в подборках: 19 подборок

Описание картины «Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой»

«Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской» - один из цикла, состоящего из семи портретов «смолянок», воспитанниц Смольного института Благородных девиц. Ржевская и Давыдова, Левшина, Алымова, Борщова, Нелидова, Молчанова и другие девушки знатных фамилий, должны были, по замыслу императрицы Екатерины II, получить там блестящее образование и развить свои таланты, чтобы потом с честью исполнять обязанности фрейлин.

Все семь габаритных портретов были размещены в императорской резиденции в Петергофе. Портрет двух Катенек, Хрущевой и Хованской, считается в этой серии одним из лучших.

Современному неподготовленному зрителю, глядя на картину, сейчас уже затруднительно понять, не зная контекста, что за ряженые написаны на полотне? Юноша или девушка изображается справа? Что означает его (или её) странный жест? И почему, собственно, этот парный портрет так высоко оценивается искусствоведами?

Попробуем пролить свет на эти вопросы.

На всех семи портретах цикла особо отметившиеся в учении смолянки демонстрируют свои природные таланты и развитые воспитанием добродетели. Глафира Алымова, например, играет на арфе, Наталья Борщова застыла в танцевальной фигуре, а вот Хованская и Хрущева разыгрывают сцену из спектакля.

В 1770-х была популярна опера-пастораль «Капризы любви», имя автора которой ничего не скажет современному читателю. Девочки (обеим на картине немногим более десяти лет) представляют сценку из этого комического произведения. Смуглая и озорная Хрущёва в мужском платье играет роль влюблённого пастушка. «Пастушок» треплет за подбородок свой «объект страсти» - застенчивую и оттого немного зажатую Хованскую. Лица их с неправильными чертами не назовёшь красивыми, зато они как нельзя лучше соответствуют известной формуле «некрасивая, но живая и очаровательная».

Особая ценность картины в том, с какой достоверностью Левицкий передаёт не просто внешний облик, но и психологическое состояние своих героинь. Они ведь еще совсем дети и просто «играют во взрослых»; и в этих выбранных ролях не всегда чувствуют себя органично. Особенно смущается Хованская – она словно не знает, куда деть руки и еще не вполне представляет, каким взглядом ей следует смотреть на своего «соблазнителя». Более бойкая и энергичная по темпераменту Хрущёва, напротив, с видимым удовольствием копирует снисходильно-ласковый взгляд и залихватский жест бывалого волокиты. Все это рождает и комический эффект, и понимание того, насколько точен Левицкий в передаче двойственности ситуации, ведь он изображает Хованскую и Хрущеву и в играемых ими ролях, и одновременно – в их собственном «жизненном» опыте и образе.

Остается добавить, что серия портретов смолянок была так хорошо принята публикой, что даже спровоцировала моду на новый живописный жанр «портрет в роли».

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии