Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Дмитрий
 Григорьевич Левицкий
Россия 1735−1822
Подписаться14             
Подписаться14             
Биография и информация
 
Дмитрий Григорьевич Левицкий (май 1735, Киев — 4 (16) апреля 1822, Санкт-Петербург) — российский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II и «малый двор» (так называли в Петербурге двор цесаревича Павла), академик, руководитель портретного класса в Академии художеств, член масонской ложи «Умирающий сфинкс».

Особенности творчества художника Дмитрия Левицкого. Блестящее дарование позволило Левицкому обогатить установившиеся к XVIII веку в России традиции живописи, расширив рамки классицизма и привнеся в изобразительное искусство (подобно тому, как это сделал в литературе Державин) живую непосредственность и естественность. Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета («Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова»), способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством. В камерных портретах Дмитрия Левицкого («Портрет П. А..Демидова», «Портрет Е. А..Бакуниной» и др.) появляется особая «домашность», фамильярность интонации. Подобно английскому современнику и коллеге Томасу Гейнсборо, Левицкий предпочитает для своих портретов не глухой, а полупрозрачный, «подсвеченный» изнутри фон, он так же внимателен к тончайшим индивидуальным особенностям лиц своих героев, а его героини (Мария Дьякова, Урсула Мнишек, девушки-смолянки) если и не всегда безупречно красивы, то всегда неповторимы.

Известные картины Дмитрия Левицкого: портрет Екатерины II законодательницы в храме богини правосудия, портрет Е. Н. Хрущевой и Е.Н.Хованской" («Смолянки»), портрет Марии Дьяковой, портрет Н.И.Новикова, портрет Дени Дидро.

Левицкий, лучший русский портретист XVIII века, уже в XIX веке был основательно забыт. Собственный ученик Кипренский затмил его славу, когда Левицкий был еще жив. А с появлением Перова, Крамского и Репина стало казаться, что любой портрет екатерининской эпохи неоправданно помпезен и безнадёжно старомоден. Лишь в начале ХХ столетия Александр Бенуа извлёк имя Левицкого из забвения. Он был убеждён и сумел убедить других, что во всём европейском искусстве эпохи Просвещения с Левицким могут поспорить в мастерстве разве что немец Антон Графф (да и то сомнительно) и англичанин Томас Гейнсборо.

Дмитрий Григорьевич Левицкий происходил из украинского дворянско-священнического рода. Его предки с «гоголевской» фамилией Нос в XVII веке перебрались с правобережной Украины под Полтаву. Григорий Кириллович, отец Левицкого, был образованный священник. Он увлекался живописью и гравированием, даже ездил брать уроки «к немцам», и стал первым учителем Дмитрия. Отец сделал для сына и его будущего еще две важных вещи: обосновался в Киеве и сменил смешную фамилию «Нос» на благозвучную «Левицкий».

Киев начала и середины XVIII века, пронизанный западноевропейскими культурными влияниями, был местом несравненно более образованным, чем обе российских столицы. Именно с вращением в насыщенной культурной среде и обучением в Киевской духовной академии, «этой русской Сорбонне», связывает Бенуа появление такого изумительного таланта, как Левицкий.

В начале 1750-х годов в Киев приехал живописец Алексей Антропов. Он должен был расписать только что построенный по проекту Растрелли храм Андрея Первозванного. Левицкий стал ассистировать Антропову. По окончании работ наставник забрал его с собой в Москву — там тоже предстояла работа по декорированию церквей.

Взглядов Антропов придерживался весьма оригинальных. Например, он изо всех сил презирал недавно созданную Художественную академию за то, что она «портит» таланты и высушивает индивидуальность. Левицкому, во всяком случае, Антропов поступать туда учиться не велел. Левицкий ограничился частными уроками у перспективиста и сценографа Джузеппе Валериани и живописца Луи Жана-Франсуа Лагрене, учившегося, в свою очередь, у Ван Лоо, придворного художника Людовика XV.

Первую славу Левицкому принесли 6 полотен, представленных на ежегодной академической выставке в 1770-м. Из 6 картин уцелели только 3, в том числе знаменитый портрет архитектора Кокоринова. За него Левицкий удостоился звания академика.

Так сравнительно легко малороссийский самородок вошёл в культурную элиту Санкт-Петербурга. Его стали приглашать писать выпускниц Смольного института благородных девиц, портретировать екатерининских вельмож и камер-фрейлин. Левицкий был лишён подобострастия перед моделью своего современника Рокотова, чужд сентиментальности младшего коллеги — Боровиковского. Его техника превосходна, а живописные приёмы нестандартны и свежи. Закономерно, что он достиг высшей ступени художественной иерархии — был допущен к писанию портретов самой императрицы.

В последней четверти XVIII века Левицкий окончательно оседает в Петербурге. Он счастливо женат, его дом на Васильевском острове славится гостеприимством. Там бывают образованнейшие люди своего времени — Богданович и Хемницер, Капнист и Державин.

Одним из близких друзей Левицкого стал просветитель Николай Новиков. Теоретические идеи Просвещения он претворял на практике: открыл в Москве типографию, библиотеки, в 16-ти российских городах учредил книжные магазины. Однако «просвещенная императрица» нашла повод посадить Новикова в Шбиссельбургскую крепость: в 1770-х он примкнул к масонам и активно критиковал крепостное право. По смерти Екатерины, в первый же день собственного восхождения на престол Павел I освободит Новикова. «Портрет Н.И.Новикова», хранящийся в Третьяковской галерее, написан Левицким вскоре после его освобождения. С большой психологической точностью художник изображает человека больного и измученного, но не сломленного, не отказавшегося от ценных для него идей.

Новиков поручится за Левицкого, когда тот надумал вступить в масоны. В 1800-м году видный масон Александр Лабзин как раз учредил ложу «Умирающий сфинкс». Туда были приняты Боровиковский и Левицкий, а портретист Рокотов, к слову, стал масоном значительно раньше: среди «вольных каменщиков» бытовала традиция заказывать портреты «братьев», потому живописцев принимали в масоны с особым рвением.

Левицкий тоже напишет нескольких крупных масонов. Портрет же самого Лабзина кисти Боровиковского сохранился, а вот кисти Левицкого — нет. Это, пожалуй, символично. Боровиковский остался верен масонству до конца. В Левицком же, очевидно, взыграла его украинская прагматичность: он не только порвал с масонами, но и потом всячески чурался мистики, расцветшей пышным цветом при дворе Александра I.

«Некая инстинктивная ирония», по замечательной формуле Бенуа, вела художника и в жизни, и в искусстве. В творчестве Левицкий удачно проскользнул между Сциллой барочной избыточности и Харибдой классицистической строгости. Ему важнее была личность портретируемого, чем его державные заслуги. Портреты Суворова и Голенищева-Кутузова, Воронцова и Потемкина берут не эффектностью поз и торжественностью антуража, но выражением индивидуальности, «лица необщим выраженьем». Левицкий проживет долгую жизнь. Однако к началу нового века время его славы и возвышения осталось позади.

О полузабытом стареющем Левицком вдруг вспомнили в 1807-м. Мотивируя тем, что «пенсия его весьма скудна», а «упражнения и познания весьма обширны», художника пригласили преподавать в Академию художеств, где когда-то, в 1780-е, он уже вёл портретный класс. Тогда среди его учеников действительно родился настоящий бриллиант — Орест Кипренский.

Константин Паустовский в очерке о Кипренском приводит любопытнейшие факты и о его учителе Левицком: «Над умами художников властвовал тогда Левицкий — хитрый и добродушный украинец, создавший гениальные портреты кавалеров и дам екатерининской эпохи. Все пытались подражать золотистому теплому тону его картин. Этот тон молодые художники ловили и изучали всюду — в пыльных классах Академии, когда закатное солнце бросало косые лучи на паркет, в отблесках куполов и игре бронзовых шандалов, в зрачках красавиц, позлащенных пламенем свечей. На последних картинах Левицкого золотистый тон исчез. Он сменился фиолетовым и малиновым — холодным и старческим тоном».

Последнее, «старческое», его десятилетие было печально. Известно, что Левицкий почти ослеп. Советское искусствоведение утверждало, что художник бросил писать, поскольку погрузился в тяжелейшее религиозное мракобесие. Впрочем, данных для такого вывода недостаточно: вся теория основана на одном-единственном мемуарном свидетельстве человека, якобы видевшего, как дряхлый Левицкий на четвереньках полз к алтарю, чтобы получить причастие.

В любом случае, траектория судьбы художника сложилась так, что он надолго пережил время собственного триумфа. Целых полвека Левицкий прожил в Петербурге, на Васильевском острове. Как бы скверно, одиноко и холодно временами ни было в Северной Пальмире, он не решился вернуться ни в уютную и хорошо знакомую Москву, ни на малую родину в Киев. Но екатерининская эпоха больших свершений, к которым и сам Левицкий был в полной мере причастен, с грохотом канула в Лету у него на глазах.

«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать», — напишет через много лет Бродский. Забавно и грустно, но буквально так полутора столетиями ранее поступил Левицкий. В 1822-м году он умер в своем доме на Васильевском острове в полной безвестности. Могила «русского Гейнсборо» на Смоленском кладбище в Петербурге затерялась.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
Yae Tef
+5

Лента
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет И.В.Лопухина. 1803-1804
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет И.А. Васильевой. 1789
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной. 1782
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Петра Васильевича Бакунина Большого. 1782
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. 1773
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия . Около 1783
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Александра Васильевича Суворова. 1786
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет А.В.Храповицкого.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет А. Д. Ланского. 1782
Портрет А. Д. Ланского. 1782
Дмитрий Григорьевич Левицкий
151×117 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 65 работ
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
2
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
1780-е , 76.8×110 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской
0
Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской
1770-е , 127×164 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Дени Дидро
0
Портрет Дени Дидро
1773, 58 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Николая Александровича Львова
0
Портрет Николая Александровича Львова
50×61 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет священника Г.К. Левицкого
0
Портрет священника Г.К. Левицкого
1779, 58×71 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной
0
Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной
1775, 140×213 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет вице-канцлера князя Александра Михайловича Голицына
0
Портрет вице-канцлера князя Александра Михайловича Голицына
102×126 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет княгини Давыдовой и княгини Ржевской
0
Портрет княгини Давыдовой и княгини Ржевской
1771, 102×144 см
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве
1
Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве
1780, 50×61 см
Посмотреть все 65 работ художника
HELP