войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

"Litteris pro laicis" (Лат. "литература для мирян")

Андрей Леонидович Шепель • Инсталляция, 2019, 130×250 см
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Инсталляция
Техника: Ассамбляж
Дата создания: 2019
Размер: 130×250 см
Работа в подборках: 1 подборка

Описание работы «"Litteris pro laicis" (Лат. "литература для мирян")»

Название работы в первую очередь отсылает к высказыванию средневекового монаха, богослова и философа Гонория Августодунского, сказавшего в начале XII века, что живопись есть литература для мирян. Еще до этого высказывания христианский собор в Аррасе в 1025 году постановил предназначение искусства не только в наслаждении образом и аллегорией, но и самое главное - в воспитании простолюдинов, не умеющих читать. Именно это явилось поворотным моментом в истории развития европейского искусства, всей визуальной культуры и картины мира.

Высказывание Гонория Августодунского обретает новые смыслы в сочетании с центральной частью - аллюзией на знаменитые "полочки" ведущего художника-минималиста ХХ века Дональда Джадда. Они создавались по его чертежам на заводах и собирались в пространстве музея по его точным расчетам, но без его непосредственного участия. В данном случае металлические бруски Джадда заменяют книги - тоже элемент унификации, но более ранний, ведь с XV века книгопечатание начало вытеснять рукописную традицию, что способствовало образованности масс с одной стороны, и снижению ценности и уникальности книги и слова - с другой. Визуализация написанного средневековым богословом становится буквальной: живопись становится книгами - литературой и наоборот.
На корешках книг на иврите написано "мене, мене, текел, упарсин" - слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона, предрекавшие смерть правителя и его царства. В данном случае эти слова могут являться символом точного измерения и научного знания, на протяжении веков ассоциирующегося с книгами и передающегося с их помощью: вычислено, измерено, проверено ("Мене - исчислил Бог царство твое и положил ему конец, Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким" Даниил 5:26-27). С другой стороны они являются предзнаменованием конца эры книг как основы человеческого знания, метафизического апокалипсиса - момента бесповоротного перехода на иную ступень цивилизации (метафорической смерти Валтасара), смена книжной эры сына божьего Христа на нематериальную эру святого духа.
Фоном работы служит силуэт знаменитой фрески Леонардо "Тайная вечеря" - одного из важнейших сюжетов в христианской иконографии, достигшего в произведении мастера Высокого Возрождения своего апофеоза. Очертания святых апостолов состоят из сухого мха.
Важной опорной точкой в работе служит время. Время - необходимое для написания фрески только по сырой штукатурке до ее высыхания, время - начавшее разрушать творение гения еще при его жизни, время - которое через пол тысячелетия кажется нам чем-то невообразимо прекрасным, "детством" человечества полного невероятных открытий и наивного восхищения перед человеком и природой, время - когда любое новое и шокирующее произведение искусства обростает своеобразным "мхом" мейнстримного благоговения и туристического поклонения, но лишается своей живой неиссушеной силы и того впечатления, которое оно производило на своих современников, время - покрывающее музейной пылью даже чистое и стремящееся к абсолюту искусство минимализма, превращая его в древний артефакт.
Живопись, получившая свою дорогу как литература для неумеющих читать, в ХХ веке трансформировалась и ушла очень далеко и от картины, и от образов, которые могли бы читать все. На сегодняшний день уместнее перевёрнутое выражение Гонория Августодунского - искусство не может быть понято человеком "из мирян", если не написана его буквенная адаптация, расшифровка кода, то есть литература стала живописью для мирян, без нее искусство не может быть понято и в конечном счете принято. Литература является правом на существование современного искусства, его легитимизацией.
"Но грозные буквы давно на стене
Чертит уж рука роковая..."
и сложно себе представить, каким будет в будущем взаимоотношение самых древних и глубинных средств человеческой коммуникации - слова и образа.
Комментарии