Регистрация

Натюрморт с букетом

Предложить название
1871, 73.7×59.8 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Натюрморт с букетом и веером
Доп. изображения —

Описание картины «Натюрморт с букетом»

«Если бы я продавал только хорошие картины, я бы умер с голоду», - шутил Ренуар. Натюрморты он писал как раз для того, чтоб выжить. Они отлично продавались и создавались очень легко. Ренуар отдыхал, набрасывая свежесорванные цветы, как другие отдыхают, танцуя или попивая вино. Но этот натюрморт особенный. Это натюрморт-посвящение, натюрморт-признание. Эдуару Мане.

Реминисценция первая: гравюра. На заднем плане ренуаровского натюрморта – гравюра к картине, о которой сейчас мало кто знает. В XIX веке ее считали произведением Веласкеса и она находилась в Лувре вместе с другими испанскими шедеврами, попавшими в музейные залы в качестве наполеоновских военных трофеев. Мане был в восторге от Испании и Веласкеса, он написал десятки полотен, вдохновленный испанскими мотивами, испанскими костюмами, композицией и мотивами испанских художников. Сейчас полотно приписывают зятю Веласкеса Хуану Батисте Мартинесу дель Масо или просто Мадридской школе. Но ту гравюру, которая оказалась внутри «Натюрморта с букетом и веером», абсолютно точно сделал Эдуар Мане.

Реминисценция вторая: цветы. Если бы не было гравюры, все остальные переклички можно было бы считать слегка надуманными, но Ренуар сам узаконил дальнейшие поиски аллюзий. Букет на скандальной картине Эдуара Мане «Олимпия» слишком большой, критики не преминули упрекнуть художника в нарушении пропорций. Зато его невозможно не заметить: это смысловой центр картины, который превращает обыкновенное изображение обнаженной женской натуры в весьма недвусмысленный сюжет: за букетом где-то там, в гостиной, на пороге, за дверью, мужчина, которого вот-вот должна принять Олимпия, обнаженная Олимпия. Этот букет наверняка запомнили все: и критики, брызжущие ядовитыми упреками в неприличности, и молодые импрессионисты, которые назвали Мане своим учителем. Букет для натюрморта Ренуар собирал по своему вкусу, но обернул его точно в такую же, как у «Олимпии», плотную белую бумагу.

Реминисценция третья: веер и книги. Япония стала для французов не меньшим откровением и художественным потрясением, чем Испания. Композиционные решения, цветовые находки, рисунок японских гравюр – все это буквально проросло в импрессионизм. Моне, Ван Гог, Сезанн и конечно Ренуар скупали стопки восточных пейзажей в художественных лавках, развешивали их по стенам, впитывали и учились. «Я уверен, что японские пейзажи не лучше других. Только одно: японские художники сумели найти спрятанный клад», - восхищался Ренуар уже много лет спустя. На этом японо-фанатском объяснении можно было бы остановиться, если бы не книги и если бы не заданная уже необходимость искать Мане. В каждой детали. И Мане снова находится. За два года до того, как Ренуар взялся собрать все эти знаковые вещи на одной картине, Мане пишет портрет Эмиля Золя за рабочим столом. Наверняка Ренуар его видел и схватил оттуда на память пару книг и японские мотивы. Во всяком случае так могло быть.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Натюрморт
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Пьер Огюст Ренуар. Натюрморт с букетом
КАРТИНЫ
Собирает Nikiphor Phoka
1 работа • 0 комментариев
  • Эдгар Дега. Танцовщица с букетом цветов
  • Эдгар Дега. Балерина с букетами
  • Эдгар Дега. Балерина с букетом в поклоне
Букеты в живописи
40 работ • 0 комментариев
  • Анри Фантен-Латур. Портрет мадам Леон Мэтр
  • Пьер Огюст Ренуар. Букет хризантем и японский веер
  • Уинслоу Хомер. Бабочка
Веер
143 работы • 0 комментариев
  • Пьер Огюст Ренуар. Натюрморт с букетом
ренуар
Собирает олег чемарин
1 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Карл Павлович Брюллов. Портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына
0
Портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына
Джон Эверетт Милле. Чёрный брауншвейгский гусар II (Черный мундир)
0
Чёрный брауншвейгский гусар II (Черный мундир)
Джон Эверетт Милле
1861, 103.1×69.2 см
Исаак Ильич Левитан. Березовая роща
68
Березовая роща
Исаак Ильич Левитан. Над вечным покоем
60
Над вечным покоем
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP