Регистрация
1874, 142.5×94.5 см • Масло, Холст  • 

Описание картины «Танцовщица»

Обучение Ренуара искусству живописи совпало с зарождением во Франции нового течения — импрессионизма. Наскучивший всем академизм не оставлял простора для выражения эмоций, требуя от художников соблюдения устоявшихся канонов. Попытки первых импрессионистов представить публике произведения, написанные в новой манере, поначалу были провальными. Критики не скупились на саркастические статьи, посетители выставок презрительно отворачивались от экспонатов.

Однако для Ренуара, как и для его собратьев по кисти, такая реакция была лишь стимулом. Живописцы искали новые методы, которые помогли бы им запечатлеть на холсте яркий красочный мир во всем его многообразии и те мимолетные впечатления, которые он вызывает. К 1874 году — моменту создания картины Огюста Ренуара «Танцовщица», описание которой мы вам предлагаем ниже — в арсенале будущих импрессионистов уже были такие приемы, как отказ от четкого контура и создание очертаний объекта при помощи множества мелких и контрастных мазков; использование пастельных оттенков, создающих ощущение прозрачности; смазанный фон, усиливающий впечатление движения; применение отталкивающих свет красок, которые создавали «внешнее» свечение картины, и пр.

В 1872 году Ренуар, очарованный открывшимися перед ним художественными перспективами, собрал вокруг себя единомышленников, которые стали членами «Анонимного кооперативного сообщества». Они объединились для того, чтобы поддерживать друг друга и других независимых живописцев, избравших новый путь. На первой выставке сообщества, проходившей в Париже в середине апреля 1874 года, среди прочих произведений была представлена «Танцовщица» — картина Огюста Ренуара. Выставка оказалась провальной: критики не поскупились на насмешки, в числе которых было прозвище «импрессионисты».

Париж, 25 апреля 1874 года. Постоянные читатели газеты Le Charivari покупают утренний выпуск, надеясь хорошо повеселиться — редакция издания предпочитала подавать любую информацию в юмористическом ключе. Их ожидания оправдались: популярный парижский журналист Луи Леруа написал веселую статью о своем посещении художественной выставки. Текст был построен в виде реплик двух персонажей, которые пришли на выставку, желая насладиться произведениями искусства, а в итоге покинули ее, разочарованные и возмущенные. Первый удар незадачливым посетителям нанесла картина Огюста Ренуара «Танцовщица». Вот что пишет об этом произведении Леруа:

«— Какая жалость, что художник, явно имеющий чувство цвета, не научился хорошо рисовать! — сказал он мне. — Ноги его танцовщицы выглядят такими же безжизненными, как их газовые юбки!
— Пожалуй, вы к нему слишком жестоки, — не согласился я. — На мой взгляд, у этого художника очень даже четкий рисунок!
Ученик Бертена решил, что я иронизирую, и вместо ответа лишь пожал плечами.»

Что же изображено на полотне, которое произвело такое сильное впечатление на современников живописца? Центральную часть картины Огюста Ренуара «Танцовщица» занимает фигура девочки, которая одета в костюм балерины. Юная танцовщица стоит вполоборота к зрителю, ее ноги поставлены в 4-ю позицию, левое плечо отведено назад — естественность позы говорит о том, что девушка любит и знает в совершенстве искусство танца. Мы видим танцовщицу не в сценическом образе — она предстает перед нами в роли самой себя. Не остается сомнений, что танец в ее исполнении так же прекрасен.

Чтобы передать невесомость и прозрачность ткани балетной пачки, Ренуар использует для ее изображения множество легких мазков, создающих мягкий контур. Пуанты, сделанные из плотного розового атласа, напротив, тщательно выписаны — кажется, будто стоит лишь прикоснуться к ним, и можно почувствовать под пальцами холодок ткани. Белоснежную кожу девочки оттеняют лаконичные украшения черного цвета на руке и шее. Фоном, выгодно контрастирующим с изящной светлой фигуркой, служит растушеванная штриховка, насыщенная бархатными тенями.

Сегодня картина Огюста Ренуара «Танцовщица» является частью всемирной сокровищницы произведений искусства и выставляется в Национальной галерее искусств (г.Вашингтон, США).
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Клод Моне. Водяные лилии
  • Клод Моне. Аржантёй
  • Клод Моне. Здание парламента, грозовое небо
Вдохновленные солнцем....Импрессионисты!
Собирает Ирина Олих
61 работа • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Портрет женщины в шапке
  • Эдуар Мане. Брюнетка с обнаженной грудью
  • Анри Матисс. Портрет молодой женщины
Бархатка
73 работы • 0 комментариев
  • Пьер Огюст Ренуар. Танцовщица
  • Пьер Огюст Ренуар. Портрет мадам Хартман
  • Пьер Огюст Ренуар. Снежный пейзаж
Ренуар
Собирает Valerie Hala
47 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Станислас Лепин. Канал Сен-Дени близ Парижа
2
Канал Сен-Дени близ Парижа
Станислас Лепин
1870-е , 34×54 см
Эдгар Дега. Прачка
5
Прачка
Эдгар Дега
1873, 25.1×19.4 см
Пьер Огюст Ренуар. Жнецы
2
Жнецы
Анри Матисс. Портрет женщины в шапке
0
Портрет женщины в шапке
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP