войти
опубликовать

Елизавета
Меркурьевна Бём

Биография и информация

Елизавета Меркурьевна Бём (нем: Elisabeth Boehm, или Böhm) (в девичестве Эндаурова, 1843—1914) — русская художница и иллюстратор, рисовальщица, силуэтист.
Происходила из старинного рода. Её предки, татары, носили фамилию Индигир, означавшую — «индийский петух». Грамотой, дарованной роду Иваном III, фамилия была изменена на Эндауровы.
Елизавета Меркурьевна родилась 12 (24) февраля 1843 г. в Санкт-Петербурге, детство провела в родовом имении Эндауровых в сельце Щепцово (Щипцево) Пошехонского уезда Ярославской губернии. Семья была большая: у Елизаветы было три брата и две сестры. С 1857 по 1864 гг. обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, окончив её с серебряной медалью. Живя в ярославском имении, иллюстрировала произведения Некрасова, сценки из крестьянской жизни, одновременно увлекаясь литографией и литографируя собственные рисунки.. В 1867 году она вышла замуж за Людвига Францевича Бёма (1825—1904), несмотря на 18 лет разницы в возрасте, брак был счастливым. В 1868 году у супругов родилась единственная дочь, тоже Елизавета, в замужестве Барсова.
В 1875 году она создаёт альбом открыток «Силуэты», а в 1877 году — альбом «Силуэты из жизни детей». Оба альбома напечатаны Картографическим заведением А. А. Ильина, который приходился ей дядей. В 1880 году она создаёт альбом — «Пирог», в 1882 году — «Из деревенских воспоминаний». Художница много сотрудничала с издательством «Посредник», куда пригласил её Л. Н. Толстой, заочно знакомый с её работами, а также с издателем И. Д. Сытиным, который был частым заказчиком рисунков Е. М. Бём. В начале 1890-х гг. работала над иллюстрациями к повести Н. С. Лескова «Оскорблённая Нетэта». В 1907 году два альбома открыток «Всего понемножку» и «Для милого дружка хоть серёжку из ушка» изданы И. С. Лапиным в Париже.
Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» (1882—1886) и «Малютка» (1886—1887), иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882). Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировала басни И. А. Крылова и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
К концу 1880-х гг. Е. М. Бём стала терять зрение. Работа в области силуэта усугубляла ситуацию, и в 1896 г. художница окончательно перестала работать в этой технике.
В 1890-х гг. начинается новый период творчества. С этого времени, не бросая занятий акварелью, она начинает работать в новой для себя отрасли — создание эскизов для производства стеклянной посуды. Предметы из стекла, созданные по рисункам Е. М. Бём, принесли ей успех практически сразу после их создания — на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.. 1899 г. был занят приготовлением к Всемирной выставке в Париже 1900 г., куда предполагалось отправить и стеклянные изделия по рисункам Е. М. Бём. Русский отдел на выставке произвёл в Западной Европе фурор. В одном из помещений павильона кустарных изделий и рукоделий России было представлено стекло Е. М. Бём «в русском стиле». Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции, о чём писалось в газетах.
В начале 1900-х гг. художница открывает для себя новый вид печатной графики — оригинальные открытки, которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались[8]. В 1910-е гг. сотрудничала с издательством М. О. Вольф в серии «Моя первая книга…».
В начале XX века работы художницы нашли своё признание за рубежом. Её силуэты перепечатывались в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и Америке. За свои труды художница получила несколько Международных наград. Работы Елизаветы Меркурьевны Бём (с 1868 года) участвовали в Международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль.
В 1904 г. художница потеряла мужа. Последние годы жизни много болела, меньше работала.
В 1913—1914 году в Париже Ильёй Сергеевичем Лапиным была издана «Азбука» Елизаветы Бём в виде больших листов с большим (7-10) количеством рисунков и понятий на каждую букву, над которой она работала последние годы своей жизни. «Азбука» была издана на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками». Тираж — 1 000 экземпляров, 5 выпусков по 6 иллюстраций в каждом. Ещё 100 роскошных нумерованных альбомов вышло с автографом самой художницы.
Елизавета Меркурьевна умерла 25 июля (7 августа) 1914 г., за неделю до начала Первой мировой войны и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Петербурге.