войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Константин
Федорович Юон

Россия • 1875−1958
Константин Фёдорович Юон (24 октября 1875 года, Москва – 11 апреля 1958 года, Москва) - художник, сохранивший приверженность реалистической школе живописи, живя в эпоху авангардизма.

Особенности творчества художника Коснтантина Юона: в наследии Юона преобладают пейзажи, художник любил и превосходно умел изображать зиму и пронзительный весенний воздух; также ряд картин Юона посвящен древнерусской архитектуре - он писал церкви даже будучи обласканным советской властью мастером.

Известные картины Константина Юона: «Конец зимы. Полдень», «Новая планета».

Русский, а впоследствии советский художник Константин Юон – один из тех, кого принято называть счастливчиками. Слава и почет у него были в царской России, удалось ему органично встроиться и в советскую живопись. Более того, похоже, особо переступать через себя не пришлось: во многих картинах Юона советских лет фигурируют столь любимые им купола и церкви. С нуждой он не сталкивался, репрессии 30-х годов его тоже миновали. И даже это еще не всё – Константин Юон прожил всю жизнь в счастливом браке, причем жену выбрал по велению сердца, пойдя против воли родителей, и выбор этот оказался удачным. Самые тяжелые события его жизни из общеизвестных – это большая ссора с отцом, как раз по поводу женитьбы, и смерть одного из сыновей.

Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины

Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере – вполне уместное определение.

Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик – рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Николаю Касаткину. Увеселения студенческой молодежи проходили мимо него, юноша выделялся беспрецедентной усидчивостью и старательностью. С самого начала обучения Юон участвовал в выставках. С большим удовольствием вспоминал о своем первом успехе, связанном с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!». Художник рассказывал: «…как от этого его «весело» стало весело на душе у меня!». Кстати, до конца жизни Юон очень любил слово «весело» и часто его применял, говоря о картинах, художественной работе.

Поиск своего пути

Завершив основной курс, Юон по собственной инициативе остался еще на два года ради удовольствия учиться у Валентина Серова (совмещая это с «перебежками» в класс Левитана). В конце 1890-х он совершил несколько заграничных путешествий. Но яркие красоты Европы не могли в его сердце соперничать со среднерусским пейзажем. Экзотика вообще Юона не прельщала. К примеру, из путешествия на Кавказ он вернулся гораздо раньше запланированного, поскольку грозные горные виды оставляли его равнодушным, а незатейливые пресловутые березки, напротив, манили к себе. Экзотические веяния в искусстве его тоже не вдохновляли. Константин Коровин, ставший главным русским импрессионистом и увлекший за собой немало учеников, Борисов-Мусатов, привезший из Парижа полотна, резко отличавшиеся от того, чему учили студентов в училище, – всё это особо не затронуло Константина Юона и не поколебало его приверженность реалистической школе. Разве что картина Юона «Голубой куст» и серия «Ноктюрны» – дань новым течениям, отдав которую, художник вернулся к любимым панорамным пейзажам, впрочем, изредка обращаясь к символизму.

Слава и любовь (не только народная)

Конец столетия обозначен для Константина Юона официальным признанием – в те годы таковым считалось приобретение картин Третьяковской галереей. Константин Юон успешно лавирует между петербургским «Миром искусства» и московским Союзом русских художников. Он участвует в выставках обоих объединений, но при этом остается сам по себе, ни к кому не примыкая. В какой-то момент ощутив, как столичный круговорот заставляет его терять себя самого, Константин Юон отправляется путешествовать по России: Нижний Новгород, Сергиев Посад, позднее – Ростов, Псков. Особое для него место – подмосковное село Лигачево. Юону там хорошо писалось, позже он там построил дом. А главное – именно в Лигачеве он встретил крестьянку Клавдию Никитину, на которой вскоре женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь. Отец художника пришел в ярость от такого мезальянса и несколько лет не пускал сына на порог. Но постепенно красота и добрый нрав невестки смягчили родительское сердце.

Потрясенный событиями «Кровавого воскресенья» 1905 года Юон уехал за границу, где участвовал в знаменитой выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым и был избран членом парижского Осеннего салона. С этого времени он регулярно занимался в том числе и созданием театральных декораций.

Советский художник Константин Юон: как изменились картины художника

Отношение Юона к революции несколько двусмысленно, по крайней мере, на взгляд потомков. Он был признан в СССР. Устраивались персональные выставки картин Константина Юона, художник много преподавал (в своей студии, потом в ленинградской Академии художеств и Московском институте имени Сурикова), работал как декоратор. Неоднократно награждался, был лауреатом Сталинской премии, возглавлял НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, был первым секретарем правления Союза художников.

Успех, карьера, признание! Какие же поводы говорить о двусмысленности его отношения к советской власти? Картины художника Юона! Что может быть достовернее? К примеру, «Новую планету» советское искусствоведение называло «монументальным образом нового мира». Однако если допустить, что Юон мог выражать не только восхищение переменами, то разве эта его работа кажется такой уж радостной и жизнеутверждающей? Скорее она похожа на картину-катастрофу. И вызывает ли эта «новая планета» желание поселиться на ней? Не то чтобы особое… А картина Константина Юона «Люди» показывает узников Соловецкого лагеря особого назначения. Людей в лагерях хватало, с этим не поспоришь. Интересно и весьма необычно для Юона полотно «Симфония действия», в котором тоже трудно заподозрить изображение энтузиазма счастливого советского человека. Однако мы ни в коем случае не назовем Юона антисоветским художником. Когда он писал советских людей, они получались не натужной ухмылкой соцреализма, а живыми и настоящими.

При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. Как же так получилось? И как ему удавалось всё совместить? Собственно, с этого биографию Константина Юона мы и начали: ему здорово повезло в жизни. Ему удалось найти себя, свой путь, встретить свою любовь и прожить плодотворную счастливую жизнь в эпоху серьезных общественных треволнений, оставив потомкам множество оттенков пронзительного неба и такого разного снега на своих картинах и, конечно, купола и ласточек.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти к биографии