Регистрация
Станислав Юлианович Жуковский
Станислав
 Юлианович Жуковский
Россия 1873−1944
Подписаться23             
Подписаться23             
Биография и информация
 

Родился в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в Польском восстании 1863 года. В 1892 году Жуковский, вопреки воле отца, отправился в Москву учиться живописи. Учился у И. И. Левитана; закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1895 года Жуковский участвует в выставках передвижников. Жил преимущественно в Москве. В 1923 году художник уехал в Польшу. В 1930 годах И. И. Бродский и другие друзья художника уговаривали Жуковского вернуться в СССР, но он оставался в Польше. Во время Второй мировой войны художник был арестован нацистами. Умер в концентрационном лагере в Прушкове в 1944 году.

В начале XX столетия С. Ю. Жуковский — один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

Ранние пейзажи художника («Закат. Верховья Волги», 1897; «Весенняя вода», 1898; «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето», оба 1899; «Восход луны», 1902; «Хотьково», 1903) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX — начале XX в., очень важна и для Жуковского.

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче — сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем («Мартовский вечер», 1904; «Плотина», 1909; «Под вечер», 1910; «Осень. Веранда», 1911; «Увядающие астры», «Свежий снег», обе 1912; «Озеро», 1912−14; «Весна», 1913; «Синяя вода», 1914, и др.). Все сильнее влечет художника «поэзия барской усадьбы» («Разъезд на рассвете», 1902; цикл «Бессонная ночь», «Утро. Осень в усадьбе», 1906; «Печальные думы», 1907; «Цветы последние», 1908; «В старой аллее», 1913; «Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых», 1900-е, и др.).

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.

С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж («Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома», обе 1912; «Весенние лучи», 1913; «Комната в имении Барсове», 1916; «Кусково. Малиновая гостиная», 1917, и др.). Художник любит писать и просто окна — эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является («Первые предвестники весны», 1910; «Подснежники», «Праздник весны», обе 1911).

После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики.

Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним («Перед маскарадом. Портрет жены», 1923; «Речка в Полесье», «Осеннее утро», «Иней», все 1928, «Лунная ночь. Жасмин и пионы», 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х — начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.

Читать дальше
Работы понравились
Валерия Позиненко
Evelina Vorontsova
+8

Лента
Станислав Юлианович Жуковский. Свежий снег
Свежий снег
Станислав Юлианович Жуковский
1912, 890×710 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Станислав Юлианович Жуковский. Лесное озеро (Золотая осень. Синяя вода)
Лесное озеро (Золотая осень. Синяя вода)
Станислав Юлианович Жуковский
1912,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 22 работы
Станислав Юлианович Жуковский. Ранняя весна
0
Ранняя весна
1910, 71×58 см
Станислав Юлианович Жуковский. Печальные думы
0
Печальные думы
1907, 125×79 см
Станислав Юлианович Жуковский. Старая усадьба зимой
0
Старая усадьба зимой
1911, 93×62 см
Станислав Юлианович Жуковский. Плотина
2
Плотина
1900, 103×74 см
Станислав Юлианович Жуковский. Усадьбы. Отблески вечерней зари
0
Усадьбы. Отблески вечерней зари
1912, 125×79 см
Станислав Юлианович Жуковский. Старая усадьба. Май
0
Старая усадьба. Май
1910, 84×67 см
Станислав Юлианович Жуковский. В комнате
0
В комнате
1920, 89×76 см
Станислав Юлианович Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома
0
Интерьер библиотеки помещичьего дома
106×80 см
Станислав Юлианович Жуковский. Летний день
1
Летний день
1913, 105×66 см
Посмотреть все 22 работы художника
HELP