Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста

За чайным столом

Предложить название
1888, 48×60 см • Масло, Холст на картоне

Описание картины «За чайным столом»

За чайным столом изображено семейство Василия Поленова, учителя Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поленов нередко приглашал любимых учеников (а Коровин несомненно входил в их число) к себе на дачу, в деревню Жуковка.

Эта картина вызывает в памяти многочисленные завтраки импрессионистов (1, 2). В своем «чаепитии» Коровин использует излюбленный прием этого направления – эффект случайного кадра. В его пользу говорят такие детали как отодвинутый стул на переднем плане справа. Кажется, сидящий за ним только что встал – и, возможно, потянулся за кистью? Из-за отсутствия постановочной композиции зритель уверен, что наблюдает обычную сцену дачного отдыха. Однако отнести эту картину к импрессионизму можно разве что с очень большой натяжкой. Потому что присущей течению легкости, спонтанности, мимолетности здесь не найти. Напротив, и композиция, и колорит тщательно простроены.

Как классифицировать эту картину? Пейзаж? Натюрморт? Бытовая сцена? Групповой портрет? Последняя версия, пожалуй, наиболее полно проявлена. Жена Василия Поленова Наталья занята шитьем. Дочь Елена сидит напротив матери, ее мы видим со спины. Мария Якунчикова, сестра Натальи, увлеченно беседует с морским офицером, расположившимся на противоположном краю стола. Перекрестная композиция создает две линии – расслабления и напряжения, причем с интересным цветовым контрастом. Жена и дочь художника написаны теплыми охристыми тонами, при этом изображены в расслабленных позах, хочется сказать, что они прохлаждаются. Линия Мария Якунчикова – офицер, напротив, написана холодными тонами синего и белого, а вот их позы свидетельствуют о горячей заинтересованности беседой и, возможно, друг другом, об увлеченности. Это колористическое противопоставление продублировано и в натюрморте: сияющая на солнце медь самовара и бело-голубой, выполненный в прохладных тонах чайный набор. В том же цветовом контрасте исполнен пейзаж: зеленые и охристые тона сменяют и дополняют друг друга.

Коровин в этом же, 1888 году, представил картину на восьмой выставке общества любителей художеств, и она имела большой успех.

Автор: Алена Грошева
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Владимир Сергеевич Первунинский. Пикник у озера
  • Давид Давидович Бурлюк. Чаепитие
  • Давид Давидович Бурлюк. Чаепитие
Самовар
38 работ • 0 комментариев
  • Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская. «На даче в Крыму. Этюд» 1902
  • Джованни Больдини. Гамак
  • Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская. «Солнечный день. Дача» Между 1905 и 1907
В саду и на даче
277 работ • 0 комментариев
  • Серафим Петрович Алтаев. Самовар. 1990
  • Юрий Викторович Кудрин. Чай на веранде.  2013
  • Виктор Довбенко. Чай с калиной.  2017
Выпьем чаю
119 работ • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Портрет мадам Элен Пармелен на зеленом фоне
  • Пабло Пикассо. Купальщица с пляжным мячом
  • Пабло Пикассо. Женщина с собакой под деревом
Миша
121 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве
24
Большая волна в Канагаве
Кацусика Хокусай
1832, 25.7×37.9 см
Джон Уильям Уотерхаус. Сбор апельсинов
2
Сбор апельсинов
Геннадий Яковлевич Брусенцов. Голубая гжель. 2000
0
Голубая гжель. 2000
Валентин Алиевич Каволин. За самоваром.
0
За самоваром.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP