Регистрация
Франтишек Купка
Чехия 1871−1957
Подписаться5             
Подписаться5             
Биография и информация
 
Художник Франтишек Купка (František Kupka) пытался соединить оккультизм, науку, музыку и живопись. Писал картины, заглядывая в микроскоп и телескоп. Попутно стал одним из пионеров авангарда в живописи. «Участвовал, состоял, привлекался» в группы символистов, кубистов, орфистов, абстракционистов, но в итоге отовсюду выходил и оставался сам по себе, в стороне от всех.

С оккультизмом Франтишек Купка столкнулся в подростковом возрасте, когда восприимчивость повышена. Нервный, неловкий, худой подросток четырнадцати лет, неуверенный в себе и очень стеснявшийся изъеденного оспой лица с удовольствием погрузился в тайны спиритизма. Как он там оказался? Это вовсе не влияние семьи — сын помощника нотариуса в Добруше рос в атмосфере, равноудаленной как от мистики, так и от живописи. Но мальчик был отдан на обучение седельных дел мастеру, который в свободное от этих самых дел время руководил мастерской тайного спиритического общества. Жозеф Шишка и посвятил юношу в эзотерические сферы.

Франтишек с детства чувствовал в себе тягу к живописи и подрабатывал в художественной мастерской, где обучился смешивать краски и рисовать святых. Среди членов местного спиритического сообщества числился и губернатор Добруша, он-то и сделал Купке первый заказ, а потом помог ему поступить в Школу ремесел в Яромерже.

Позже Франтишек поступил в Академию изящных искусств в Праге на факультет исторической и религиозной живописи, где активно пропагандировали идеи назарейцев. Надолго в этих рамках художник не задержится, но склонность к геометризации и пренебрежение реализмом позже дадут о себе знать. Постигая в академии «изящные искусства», на хлеб насущный Франтишек зарабатывал медиумными сеансами — нет-нет, речь не о шарлатанстве, Купка искренне верил в то, что делал, и вызывая духов для желающих общения с потусторонним миром, был предельно честен.

Прощание с реализмом произошло в Вене — там Купка продолжал образование. Австрия показала ему возможности символизма. Эзотерические взгляды тоже расширились — он увлекся восточной философией и теософией. А еще именно в Вене произошел «выход в свет». Расписанная художником фреска «Последний сон умирающего Гейне» приглянулась императрице Елизавете. И, как водится у придворных, новоявленного фаворита тут же осыпали заказами. С этого момента в Австрии жилось ему неплохо.

Купка сполна окунулся в богемную жизнь, причем увлекался натурщицами не только как моделями. Сам же он запал в душу датчанке Марии Брун, модельеру, которая «поддерживала его финансово», как деликатно выражаются биографы. Вместе они много путешествуют по Скандинавии, а с 1895 года останавливаются в Париже. Через три года Мария умерла от рака. Художник довольно быстро утешился в объятиях натурщицы Габриэллы с Монмартра. Именно она запечатлена на картинах знаменитого цикла «Деньги». В Париже Купка иллюстрировал журналы и газеты — при этом под псевдонимом Поль Реньяр проявил себя отличным карикатуристом, рисовал афиши и плакаты, а еще оформлял книги, конструировал наряды и давал уроки мастерства модисткам.

Евгения Строб, которую друзья называли Нини, ради Купки бросила своего мужа и трехлетнюю дочь. Лишь спустя шесть лет Франтишек женился на Нини. Она стала не только женой, но и убежденной поклонницей его искусства. С начала 1900-х Купка поселился в предместье Парижа Пюто, куда к нему переехала Нини.
Франтишек Купка в первую очередь известен как автор абстрактных полотен, но некоторые его почитатели уверены, что вершиной являются символические картины цикла «Дорога тишины».

Парижский дебют Купки состоялся в 1906 году на Осеннем салоне. Постепенно он заводит связи в художественной среде и поочередно пробует себя в различных направлениях. На некоторое время увлекся «искусством диких» — фовизмом («Танго»), обратил внимание на футуристов и кубистов, а вскоре примкнул к течению Робера Делоне — орфизму («Аморфа. Фуга в двух цветах«). Купка учувствует в различных движениях и выставках, но надолго не задерживается ни в одном направлении. Пытаясь нащупать свой путь, он в Сорбонне посещает лекции по физике, биологии и физиологии, всерьез интересуется оптикой и даже заводит в своей мастерской микроскоп и телескоп. И всё дальше отходит от фигуративной живописи, увлекаясь абстракциями.

Публика и коллеги встретили его новаторские идеи прохладно. Но это уже не имеет значения, Купка нашел свою тропу. Он заявляет: «Природа все время меняется, ее суть — в метаморфозах. Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись». Окончательно с фигуративностью он порвет, вернувшись с Первой мировой войны.

На фронт Франтишек Купка отправился добровольцем, но из-за сильного обморожения был демобилизован. В Париже возглавил чешскую диаспору, рисовал военные плакаты и иллюстрации для газет, создавал эскизы мундиров и медалей, иллюстрировал чешские газеты. Особенностью его характера была безапелляционная уверенность: решив что-то для себя, он придерживался своего решения. Так получилось с его уходом от фигуративной живописи, таким было и намерение воевать во что бы то ни стало — он вернулся на фронт и дослужился до чина капитана.

После войны Франтишеку Купке повезло обнаружить покровителя в Праге. Меценат и коллекционер абстрактных полотен Джиндрич Вальдес покупал его картины и протежировал Купке. А еще наконец-то сбылась давняя мечта. Франтишек очень хотел преподавать в Пражской академии изящных искусств. В конце концов его пригласили туда читать лекции по психологии искусства, но вскоре уволили. Потому что Купка, оказывается, решил революционными методами «нести свет в массы». Он рассказывал студентам о том, что академическое искусство безвозвратно устарело, и призывал обратить взоры к абстракционизму. Скандал был знатный!

Вторую мировую войну стареющий художник пережил в имении жены Нини на Луаре. У него развилась мания преследования, он чувствовал себя забытым, был озлоблен. Положение Купки лучше всего характеризуется словами «свой среди чужих, чужой среди своих». В Чехии к абстрактному искусству относились с недоверием, а во Франции Купку воспринимали как чужака. Слава и забвение чередовались в его жизни, надолго не задерживаясь. О нем вспоминали, превозносили — и снова забывали на некоторое время. Даже для времени разрушения традиций Купка оказался слишком резким. Несмотря на очевидное новаторство его идей, он всегда считался вторым — после Делоне, Чюрлениса, Кандинского. Ни учеников, ни последователей у Купки не было. Между тем, Альфред Барр, директор нью-йоркского Музея современного искусства говорил: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми». Но славы Кандинского или Ларионова Купке не досталось.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
владимир утин
Фаина Брагинская
+5

Лента
Франтишек Купка. Не знаю
Франтишек Купка. Plans par couleurs
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Франтишек Купка. Красная помада
Франтишек Купка. Красная помада
Франтишек Купка. Диски Ньютона
Франтишек Купка. Собор
Вся лента
Работы художника
всего 61 работа
Франтишек Купка. Клавиши фортепиано (Озеро)
1
Клавиши фортепиано (Озеро)
1909, 72×78 см
Франтишек Купка. Помада
0
Помада
1908
Франтишек Купка. Волна
2
Волна
1902, 50.2×41 см
Франтишек Купка. Купальщицы
1
Купальщицы
Франтишек Купка. Купальщицы
1
Купальщицы
Франтишек Купка. Автопортрет
1
Автопортрет
Франтишек Купка. Любимая книга
0
Любимая книга
Франтишек Купка. Песнь Песней
0
Песнь Песней
Франтишек Купка. Румянец
0
Румянец
Посмотреть все 61 работу художника
HELP