• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус

Предложить название
1906, 54×44 см • Мел, Карандаш, Бумага, Картон, Сангина
Доп. изображения —
Аннотация
Портрет Зинаиды Гиппиус выполнен на склеенном листе бумаги. Художник сделал набросок, он удивительно удался, Бакст пожелал именно его превратить в окончательный вариант, и ему пришлось подклеить лист, потому что (тут девушки могут испытать острый приступ зависти) иначе не удавалось правдоподобно изобразить бесконечно длинные и бесконечно красивые ноги Зинаиды Гиппиус.

А каков костюм! Сегодня сложно понять, до чего скандальным и неприличным был ее откровенно мужской облегающий костюм. Да еще и вызывающая поза, ну и те самые бесконечные ноги… Кстати, знаменитая декадентка Серебряного века была очень красивой женщиной. Зеленые глаза, копна светло-рыжих волос, изящная гибкая фигура. Принцессой Грёз с улыбкой Джоконды ее называл Александр Бенуа, Зеленоглазой наядой – Блок, Белой дьяволицей – Мережковский, а Игорь Северянин – Златоликой скандой. При этом сама Гиппиус любила подписывать свои статьи и стихи мужскими именами.

Как правило, Бакст быстро заканчивал портреты (исключение – портрет Дягилева, над которым художник работал два года). Казалось, он моментально ухватывает самую суть модели. В этом портрете его психологизм и мастерство физиономиста проявлены в полной мере. Эстетка, «безумная гордячка», дитя своей эпохи Зинаида Гиппиус на этом рисунке предстает перед нами резкой, язвительной, самоуверенной, тревожной. Павел Флоренский говорил о Гиппиус, что она «неизмеримо лучше, чем кажется», и считал ее ключевым качеством искренность и боязнь сфальшивить. Это внутреннее напряжение считывается с портрета Бакста не менее явно, чем внешняя самоуверенность. Поэтесса показана не в движении, но кажется очень стремительной – словно сама бакстовская линия. Вообще, линию можно назвать основой многих его портретов.

Бакст позволял себе ставить автограф в любом месте картины, не следуя общепринятому требованию подписывать работу в правом нижнем углу. В данном случае его подпись мы видим в верхнем левом углу.
В Третьяковскую галерею «Портрет Зинаиды Гиппиус» попал в 1920-м году – в рамках превращения всего частного в народное. Ранее он принадлежал известному московскому коллекционеру Сергею Кусевицкому, эмигрировавшему вскоре после революции.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Модерн, Мел, Карандаш

С этой работой в подборки добавляют

Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская. Портрет Анны Ахматовой
2
Портрет Анны Ахматовой
Михаил Федорович Ларионов. Портрет поэта Велимира Хлебникова
1
Портрет поэта Велимира Хлебникова
Илья Ефимович Репин. А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Эскиз
0
А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Эскиз
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон