Регистрация

Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус

Предложить название
1906, 54×44 см • Мел, Карандаш, Бумага, Картон, Сангина
Доп. изображения —

Описание картины «Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус»

Портрет Зинаиды Гиппиус выполнен на склеенном листе бумаги. Художник сделал набросок, он удивительно удался, Бакст пожелал именно его превратить в окончательный вариант, и ему пришлось подклеить лист, потому что (тут девушки могут испытать острый приступ зависти) иначе не удавалось правдоподобно изобразить бесконечно длинные и бесконечно красивые ноги Зинаиды Гиппиус.

А каков костюм! Сегодня сложно понять, до чего скандальным и неприличным был ее откровенно мужской облегающий костюм. Да еще и вызывающая поза, ну и те самые бесконечные ноги… Кстати, знаменитая декадентка Серебряного века была очень красивой женщиной. Зеленые глаза, копна светло-рыжих волос, изящная гибкая фигура. Принцессой Грёз с улыбкой Джоконды ее называл Александр Бенуа, Зеленоглазой наядой – Блок, Белой дьяволицей – Мережковский, а Игорь Северянин – Златоликой скандой. При этом сама Гиппиус любила подписывать свои статьи и стихи мужскими именами.

Как правило, Бакст быстро заканчивал портреты (исключение – портрет Дягилева, над которым художник работал два года). Казалось, он моментально ухватывает самую суть модели. В этом портрете его психологизм и мастерство физиономиста проявлены в полной мере. Эстетка, «безумная гордячка», дитя своей эпохи Зинаида Гиппиус на этом рисунке предстает перед нами резкой, язвительной, самоуверенной, тревожной. Павел Флоренский говорил о Гиппиус, что она «неизмеримо лучше, чем кажется», и считал ее ключевым качеством искренность и боязнь сфальшивить. Это внутреннее напряжение считывается с портрета Бакста не менее явно, чем внешняя самоуверенность. Поэтесса показана не в движении, но кажется очень стремительной – словно сама бакстовская линия. Вообще, линию можно назвать основой многих его портретов.

Бакст позволял себе ставить автограф в любом месте картины, не следуя общепринятому требованию подписывать работу в правом нижнем углу. В данном случае его подпись мы видим в верхнем левом углу.
В Третьяковскую галерею «Портрет Зинаиды Гиппиус» попал в 1920-м году – в рамках превращения всего частного в народное. Ранее он принадлежал известному московскому коллекционеру Сергею Кусевицкому, эмигрировавшему вскоре после революции.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Модерн, Мел, Карандаш

Эта работа в подборках пользователей

  • Михаил Федорович Ларионов. Портрет поэта Велимира Хлебникова
  • Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская. Портрет Анны Ахматовой
  • Илья Ефимович Репин. А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Эскиз
Писатели
Собирает сергей ледяев
39 работ • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Обнаженная в красном кресле
  • Пабло Пикассо. Любительница абсента
  • Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст). Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус
Сладко
Собирает V-ta NeyUnEnd
7 работ • 0 комментариев
  • Борис Израилевич Анисфельд. Мадонна с младенцем. 1938
  • Борис Израилевич Анисфельд. Дама в зеленом. 1910-е.
  • Игорь Эммануилович Грабарь. В саду. Грядка дельфиниумов
Мир Искусства
Собирает Кирилл Смолкин
80 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Пабло Пикассо. Женщина в зеленом
0
Женщина в зеленом
Пабло Пикассо
1901, 51×36 см
Уэйн Тибо. Рассыпанные мелки пастели
0
Рассыпанные мелки пастели
Елена Андреевна Киселева. Портрет А.К. Федяевского
0
Портрет А.К. Федяевского
Борис Израилевич Анисфельд. Мадонна с младенцем. 1938
0
Мадонна с младенцем. 1938
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP