• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Оплакивание Христа (Сцены жития Христова)

Предложить название
1304, 200×185 см • Фреска
Аннотация
«Оплакивание Христа» – фреска падуанской Капеллы Скровеньи – один из главных шедевров Джотто ди Бондоне. Преодолев византийский канон, его «Оплакивание» открыло для искусства множество неизведанных приёмов и новых возможностей. «Пьета» (греческое слово, обозначающее оплакивание) совсем скоро станет очень востребованным сюжетом итальянской живописи. И произойдёт это не без влияния работы Джотто, сконцентировавшей в себе множество новаторских находок.

В чём же заключены его художественные открытия?

Во-первых, в повествовательности. Мы видим, что Джотто воспринимает «Оплакивание Христа» не как готовую иконописную формулу. Напротив, ему интересно рассказать зрителю эту историю заново – так, как это до него не делал никто. Джотто откровенно увлечён драматургией. Ему важно показать эмоциональный смысл происходящего, то, как по-разному выражают свою печаль герои евангельских событий. Молчалива и неизбывно глубока скорбь Девы Марии. Женщины заламывают руки в отчаянии и тоске. Мария Магдалина плачет у ног Христа. Стоически переносят скорбь Никодим и Иосиф Аримафеский. А широко разведённые в стороны руки Иоанна Богослова, любимого ученика Спасителя, одновременно напоминают о распятии и о чём-то птичьем (орёл символизирует этого апостола в религиозной литературе).

Однако персонажи Джотто в «Оплакивании» – не эмблемы и не статисты. Они все по-разному вовлечены в происходящее действие, а их жесты и позы (подмеченные Джотто довольно точно и переданные с небывалой для начала XIV века реалистичностью и вместе с тем напоминающие о героях греческой трагедии, которые в порыве страстей воздымают руки вверх или закрывают ими лицо) складываются в единый эмоциональный фон. В византийской живописи позы и жесты имели символический смысл, но отныне живопись будет использовать их для выражения чувств. У Джотто не только люди, но даже ангелы теряют иконописную статичность и начинают демонстрировать эмоции.

Второе открытие Джотто следует из предыдущего. Оно заключается в том, что живопись перестаёт быть простой иллюстрацией библейского текста и приобретает самостоятельную ценность. Сакральный сюжет становится интересен художнику не только сам по себе, но и с точки зрения раскрытия новых пространственных возможностей, неожиданных композиционных решений. К примеру, что получится, если, сместить смысловой центр картины подальше от её центра геометрического? «Оплакивание» успешно решает эту творческую задачу. Смысловым центром здесь, безусловно, являются сближенные лица Христа и Девы Марии, вынесенные в левый нижний угол.

Вообще, две головы, расположенных вплотную друг к другу, – излюбленный приём Джотто. Художник умеет извлекать из него психологические и эмоциональные эффекты. Достаточно вспомнить поставленных нос к носу Искариота и Христа в «Предательстве Иуды». Но там два лица, сосредоточивающих на себе всё внимание зрителя, располагаются в пространственном центре фрески. В «Оплакивании» же смысловой центр сильно смещён, намеренно сдвинут. Но посмотрите, как мастерски Джотто направляет к нему взгляд зрителя: именно туда устремляются наши глаза, скользя вниз по диагонали скалы, ярким контрастом отодвигающей небо. Именно туда, в нижний левый угол, подобно радиусам невидимой окружности, направлены взгляды и парящих в небе ангелов, и склонившихся вокруг тела Христа людей. Композиция приобретает необычайную продуманность и стройность.

Конечно, в ретроспективе, после всех «Оплакиваний» итальянцев, испанцев и нидерландцев, написанных в эпохи Возрождения и барокко (1, 2, 3, 4, 5, 6), фреска Джотто может показаться бесконечно наивной. Но она намечает путь всего дальнейшего европейского искусства.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль и техника: Проторенессанс, Фреска

Эта работа в подборках пользователей

  • Джотто ди Бондоне. Сон Иоакима (Сцены жития св. Иоакима)
  • Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа (Сцены жития Христова)
Джотто
2 работы • 0 комментариев
  • Хуберт ван Эйк. Оплакивание
  • Эль Греко (Доменико Теотокопули). Оплакивание Христа (Пьета)
  • Андреа Мантенья. Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
Пьета (Оплакивание Христа)
131 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Джотто ди Бондоне. Сон Иоакима (Сцены жития св. Иоакима)
1
Сон Иоакима (Сцены жития св. Иоакима)
Джотто ди Бондоне
1304, 200×185 см
Андреа Мантенья. Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
4
Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
Андреа Мантенья
1490-е , 81×66 см
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Оплакивание Христа (Пьета)
1
Оплакивание Христа (Пьета)
Хуберт ван Эйк. Оплакивание
0
Оплакивание
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон