войти
опубликовать

Франс
Флорис

Нидерланды • 1516−1570

Флорис был сыном скульптора Корнелиса Флориса. В 1538 он стал учеником Ламберта Ломбарда в Льеже, а в 1540 в качестве мастера вступил в антверпенскую гильдию живописцев. Около 1541 он отправился в Рим, где испытал огромное влияние фрески «Страшный суд» Микеланджело, с которой делал множество рисунков. Кроме того, в Риме он изучал творчество Тинторетто, Вазари, Даниеле да Вольтерры, Сальвиати и Цуккаро и, конечно, антики. По возвращении в Антверпен он имеет большой успех и вскоре составляет себе значительное состояние, позволившее ему построить роскошный дом в итальянском вкусе. Флорис является главным представителем романизма в Антверпене; он пишет искусные религиозные и мифологические композиции и портреты, он возглавляет процветающую мастерскую, в которой работало более сотни учеников. Современники считали его новатором, оказавшим огромное влияние на художников его круга. В действительности, однако, этот талантливый и искусный мастер часто создавал весьма поверхностные произведения. Истинным творцом он становился только тогда, когда, оставив в стороне свои стилистические искания, сливался воедино с жизнью своих образов, что придавало его картинам эмоциональность и непосредственность («Св. Семейство», Дуэ, музей; Брюссель, Кор. музей изящных искусств).

Уже в начале своей творческой карьеры, Флорис использовал те познания в искусстве, которыми он овладел в Италии. Его первые подписные и датированные картины относятся к 1547: триптих «Пятеро святых» (Рим, частное собрание), в котором отразились влияния венецианского искусства; композиция «Венера и Марс» (Берлин-Далем, музей), вдохновленная Лукой Лейденским. В 1554 было исполнено «Падение ангелов» (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), подписанное монограммой; здесь художник стремился воплотить героический и монументальный идеал Микеланджело, но достичь подлинного динамизма и величия форм ему не удалось. В том же 1554 Флорис создал триптих «Голгофу» из ц. в Арнштадте. Его «Девушка, играющая на арфе» (1556, Бухарест, частное собрание) и «Св. Лука» (1556, Антверпен, Кор. музей изящных искусств) являются типичными примерами изящных, тщательно отделанных произведений той эпохи. В этих произведениях художник несколько отходит от нидерландской художественной традиции с ее интенсивным колоритом и тягой к реальности. В большей степени его индивидуальность проявилась в двух портретах, датированных 1558: «Портрет пожилой дамы» (Кан, Музей изящных искусств) и «Сокольничий» (Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха). В отличие от совре- . менных ему портретов, в которых персонажи изображались в напряженной условной позе, Флорис достигает физиогномической точности модели, передает подвижность выражения лица и создает живой образ, лишенный всякой условности. Однако в картинах «Адам и Ева» (1560, Флоренция, Уффици) и «Пир морских божеств» (1561, Стокгольм, Нац. музей) от этой волнующей искренности не осталось и следа. Последней картине очень близок «Пир богов», написанный в 1550 (Антверпен, Кор. музей изящных искусств). Стремление художника быть подобным итальянцам в подобного рода композициях не всегда приводит к удовлетворительным результатам, он не может создать подлинного ощущения пространства и установить общий ритм, который бы объединил отдельные группы персонажей. Столь же тяжелое впечатление производит «Страшный суд» (1565, Вена. Музей истории искусств). Больший вариант этого сюжета представлен в триптихе, подписанном монограммой и датированном 1566 (Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Незаконченное Флорисом «Поклонение волхвов» (1571, Брюссель, Кор. музей изящных искусств) было завершено его учеником, Иеронимом Франкеном и подписано монограммами обоих художников.

На протяжении всего творчества Флориса его стиль, в котором исполнены его безукоризненные произведения, практически не изменялся. Восхищение ван Мандера и его современников картинами этого виртуозного художника можно разделить лишь в отношении его легкости и мастерства.

Перейти к биографии