войти
опубликовать

Моррис
Хиршфильд

США • 1872−1946
1872-1946

Американский еврейского происхождения художник-самоучка, уроженец российской Польши. Писал ню, пейзажи, портреты, натюрморты, во множестве изображал животных, как диких, так и домашних. Пытаясь следовать академическим художественным условностям, пришел в итоге к нетрадиционному своему собственному стилю, полностью подпадающему под определение наивного искусства. За короткую творческую карьеру (начал писать в 65 лет, а прожил 74 года) создал 77 произведений. Из них большинство принадлежат коллекции нью-йоркского МоМА (аббревиатура от «Museum of Modern Art» — Музей современного искусства) и парижскому Национальному музею арт-модерн.

Моррис Хиршфилд, будучи пожилым художником-самоучкой и в смысле техники, и в смысле знакомства с достижениями изобразительного искусства, создал совершенно оригинальный живописный стиль. Именно поэтому искусствоведы усматривают в картинах американского представителя наива и мотивы Древнего Египета, и связь с народным творчеством Полинезии и Африки, и отсылки к искусству средневековья, а также предренессансной живописи, и перекличку с особым жанром — геральдическими образами и знаками.

Моррис, стараясь подражать искусству реалистическому, словно не существовало никакого модернизма и сюрреализма, с горечью признавался, что «не смог выполнить того, чего требовал разум». Отсутствие специального обучения, неспособность освоить рисунок, объемы и тени привели к созданию оригинального стиля, когда объекты парят где-то между мифом и реальностью в окружении тщательно выписанных деталей фона.

Он писал женщин, похожих на великолепных идолов для поклонения. При этом избегал использования натуры, а работал по фотографиям и по памяти.

Создавал зверей и домашних животных с вполне человеческими «лицами», которые статично «парят» на непропорционально маленьких лапах над кустиками и травой. При этом чаще это не одинокий зверь, а целое «счастливое семейство», всегда игриво-веселое, наслаждающееся обществом друг друга. Рисунок на туловищах зебр и леопардов, напоминающих плотно набитую колбасу, неправдоподобно декоративен, как и орнаментальная природа, обрамляющая их. К примеру, схематический рисунок «ёлочка» для кустов и деревьев применяемый чаще всего, очень похож на трафаретный.

Доминирующим в технике Хиршфилда было использование криволинейных форм для самих объектов изображения, которые (скорее всего подсознательно) отражены в волнообразном ландшафте.

Яркие краски в самом неожиданном сочетании, необычная техника, истоки которой лежали в опыте работе с тканями и в почти болезненной дотошности Морриса-художника, а также отсутствие интереса к обычным темам составили всю прелесть наивного творчества Хиршфилда.

Пресловутые «две левых ноги» у моделей становятся авторской изюминкой, подчеркивающей архаические черты, свойственные его картинам и сильно напоминающие или детские рисунки, или же первобытное творчество. Тем более, что сам он пояснял: домашние тапочки, над производством которых он трудился десятилетиями, делаются по шаблону одной ноги.

(Источник: https://thesketchline.com/authors/morris-xirshfild/)
Перейти к биографии